11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины. Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом.
В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.
В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная. Итак, настоящий кирпич стоит достаточно дорого, его используют только для облицовки.
Строительный раствор — тоже изобретение жителей Двуречья. В Египте кладка была сухой, то есть хорошо отесанные камни плотно подгонялись друг к другу, но ничем не скреплялись.
Зикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке. Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной. Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов. До наших времен лучше всего сохранился зикурат у города Чога — Занбиль, на юго-западе Ирана. Самым большим был зикурат в Вавилоне. Он был 90 м высотой и занимал площадь около 8100 кв. м. Это сооружение считается прототипом библейской Вавилонской башни.
Самая большая пирамида, пирамида Хеопса, была построена в XXVI в. до н. э. под руководством архитектора Хемиуна, который был сыном брата фараона Хеопса и занимал при нем должность начальника всех строительных работ и верховного судьи. Пирамида имеет высоту около 147 м. Длина каждой стороны основания равна 233 м. Следовательно, она занимает площадь более пяти гектаров. Пирамиду составляют 2300 тыс. каменных глыб, легкие из которых весят 2,5 т, а вес крупнейших достигает 30 тонн. При этих огромных размерах пирамида спроектирована с чрезвычайной точностью. Погрешность в размещении ребер и граней составляет не более 20 см. Грани ориентированы по сторонам света. Середину сооружения составляли из более твердой горной породы, а сверху обличковувалы плитами из белого известняка, тщательно отшлифованными. Вокруг пирамиды возводили земляную насыпь, которая заменяла строительные леса. После окончания строительства насыпь была разобрана.
С востока и запада Великую пирамиду окружают мастабы, в которых похоронены близкие к фараону лица, и пирамиды его жены и детей. На фоне исполинского сооружения они кажутся совсем маленькими. Строительство впоследствии двух других великих пирамид — Микерина и Хефрена, видимо, разрушило первоначальный замысел архитектора. Впрочем, их строители не смогли превзойти Хемиуна. Пирамида Хеопса осталась самой большой.
Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тысячелетий до н. э. Шумеры создали уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне.
Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней
Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.
Цивилизация древнего Вавилона
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй , самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н.э. Историки называют его "старовавилонским".
Второй период подъема после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626 – 539 гг. до н.э.). Эти годы принято обозначать как время существования "нововавилонского" царства.
Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, еще во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н.э.
Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из опорных городов и стал Вавилон.
Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.
- 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
- 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.
- 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов.
- 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты.
- 6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.
- 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.
- 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.
- 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.
- 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
- 11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
- 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
- 13. Культура Крита и материковой Греции в 3 – 2 тысячелетии до н.Э. Археологические открытия. Периодизация, основные принципы, памятники архитектуры и искусства.
- 14. Культура Древней Греции: значение для европейской цивилизации, периодизация, краткая характеристика периодов. Искусство гомеровской эпохи.
- 15. Древнегреческий храм: структура, основные типы, сочетание архитектуры и скульптуры. Ордерная система (ионический и дорический ордер).
- 16. Эволюция греческой скульптуры от архаики к поздней классике.
- 25. Особенности культуры Византии. Периодизация истории, краткая характеристика периодов. Ранневизантийское изобразительное искусство.
- 26. Архитектура эпохи Юстиниана Великого. Собор Св. Софии в Константинополе: символика, конструктивные особенности.
- 27. Иконоборчество и иконопочитание. Сложение канона в византийском изобразительном искусстве средневизантийского периода.
- 28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.
- 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.
- 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
- 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.
- 34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
- 35. Романская скульптура Франции.
- 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
- 37. Архитектура французской готики.
- 38. Французская готическая скульптура.
- 39. Особенности немецкой готической скульптуры.
- 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
- 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане.
- 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения.
- 43. Основные тенденции в развитии итальянской архитектуры XV в. Творчество л.Б. Альберти. Идеальные города.
- 44. Высокое Возрождение в архитектуре. Браманте и собор святого Петра в Риме.
- 45. Архитектура Микеланджело.
- 46. Архитектура а. Палладио.
- 47. Искусство Треченто. Общая характеристика. Творчество Джотто.
- 48. Сьенская школа: творчество Дуччо и с. Мартини.
- 49. Своеобразие искусства Кватроченто.
- 50. Творчество Донателло.