40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
В своём развитии европейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов:
1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ;
2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.;
3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.;
4) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – п. пол. XVII в. [8, с.319]
Термин Возрождение впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.[7, с.90]
Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.[5, с.138] Отличительная черта этой эпохи – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). [3, с.323]
Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди них:
- Исторические причины. Громадное расширение интеллектуального горизонта началось прежде всего благодаря Крестовым походам и торговле Италии на Востоке. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, будоражили ограниченное воображение Средневековья широкой панорамой мира и подготавливали открытия Америки Колумбом. [4, с. 213]
- Политические и социальные причины. Смена республиканских правительств тираниями или диктатурами, такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусствах. С другой стороны, в интеллектуальную и социальную жизнь вливается класс буржуазии. Отсюда замена рыцарского идеала насмешливостью и распущенностью и начало свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо.
- Научные причины. Горячая любознательность, глубокая жажда знаний овладела умами. Когда душа погрузилась в мистические мечты и размышления, разум предъявил свои права. Вера не была ниспровергнута, но появилось желание изучать и понимать Природу. Наряду с Библией изучали Гомера и Вергилия. Отцам церкви предпочитали Цицерона. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотта. Галилей и Джордано Бруно еще не пришли, но были уже не далеко. Человеческий дух желал измерить и охватить видимый мир.
- Глубинная причина, внутренний импульс. Все эти влияния, пришедшие извне, являются перед нами как неотъемлемые факторы Возрождения, но они были объединены одним фактором, еще более мощным, который как бы собрал их воедино. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубинном импульсе его внутренней жизни. То была новая необходимость личности развиваться свободно, без ярма и преград, раскрываться во всей своей полноте и независимости.
Человек того времени полон духовных сил. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился, и быть тем, чем он хочет!» Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю… ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». [8, c.327-328] Эти слова со всей наглядностью показывают дерзновенный взлет человеческих воззрений, веры человека Возрождения в его силу и талант.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.
- 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
- 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.
- 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов.
- 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты.
- 6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.
- 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.
- 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.
- 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.
- 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
- 11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
- 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
- 13. Культура Крита и материковой Греции в 3 – 2 тысячелетии до н.Э. Археологические открытия. Периодизация, основные принципы, памятники архитектуры и искусства.
- 14. Культура Древней Греции: значение для европейской цивилизации, периодизация, краткая характеристика периодов. Искусство гомеровской эпохи.
- 15. Древнегреческий храм: структура, основные типы, сочетание архитектуры и скульптуры. Ордерная система (ионический и дорический ордер).
- 16. Эволюция греческой скульптуры от архаики к поздней классике.
- 25. Особенности культуры Византии. Периодизация истории, краткая характеристика периодов. Ранневизантийское изобразительное искусство.
- 26. Архитектура эпохи Юстиниана Великого. Собор Св. Софии в Константинополе: символика, конструктивные особенности.
- 27. Иконоборчество и иконопочитание. Сложение канона в византийском изобразительном искусстве средневизантийского периода.
- 28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.
- 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.
- 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
- 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.
- 34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
- 35. Романская скульптура Франции.
- 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
- 37. Архитектура французской готики.
- 38. Французская готическая скульптура.
- 39. Особенности немецкой готической скульптуры.
- 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
- 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане.
- 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения.
- 43. Основные тенденции в развитии итальянской архитектуры XV в. Творчество л.Б. Альберти. Идеальные города.
- 44. Высокое Возрождение в архитектуре. Браманте и собор святого Петра в Риме.
- 45. Архитектура Микеланджело.
- 46. Архитектура а. Палладио.
- 47. Искусство Треченто. Общая характеристика. Творчество Джотто.
- 48. Сьенская школа: творчество Дуччо и с. Мартини.
- 49. Своеобразие искусства Кватроченто.
- 50. Творчество Донателло.