logo
istori_bez_vody

6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.

Совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, называется каноном.

Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.

Основные правила «канонического египетского стиля»:

-Единство изображений и иероглифических надписей.

-Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое или то, что дальше, изображается на плоскости выше.

-Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.

-Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.

-Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения (фаснопрофильное) – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.

-Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

1. Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы.

Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.

Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы.

Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат.

Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

К основным письменным источникам относятся следующие произведения:

“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить продолжение жизни в царстве мертвых.

“Книга мертвых” - свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных.

Культура Древнего Египта- одна из самых древних культур мира, ситуации и развивалась главным образом в долине реки Нил в период с III тыс. до нэ. Наиболее существенной чертой был ее сакральный теократический характер, выраженный в культе обожествленного фараона и культе загробной жизни, то есть в вере в возможность бессмертия .

Основные доминанты мировоззрения древних египтян нашли свое материальное воплощение в их блестящих художественных достижениях.

Искусство Древнего Египта было неразрывно связано с культом и выражало основные идеи религии: безграничного могущества богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшего загробной ого существования. Оно было призвано служить целям обеспечения блаженства в загробной жизни и выступало средством прославления фараона. Для увековечения души и тела служило искусство бальзамирования и строительные ицтво гробниц - домов вечности. Увековечение фараона было гарантом благополучия всего народа Искусству, как и письму, приписывалась огромная магическая сила в плане сохранения жизненноиття.