34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
• В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
• Увеличение хора или восточной алтарной части храма
• Увеличение высоты храма
• Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
• Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны
• Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX в. Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).
- 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
- 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.
- 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов.
- 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты.
- 6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.
- 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.
- 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.
- 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.
- 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
- 11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
- 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
- 13. Культура Крита и материковой Греции в 3 – 2 тысячелетии до н.Э. Археологические открытия. Периодизация, основные принципы, памятники архитектуры и искусства.
- 14. Культура Древней Греции: значение для европейской цивилизации, периодизация, краткая характеристика периодов. Искусство гомеровской эпохи.
- 15. Древнегреческий храм: структура, основные типы, сочетание архитектуры и скульптуры. Ордерная система (ионический и дорический ордер).
- 16. Эволюция греческой скульптуры от архаики к поздней классике.
- 25. Особенности культуры Византии. Периодизация истории, краткая характеристика периодов. Ранневизантийское изобразительное искусство.
- 26. Архитектура эпохи Юстиниана Великого. Собор Св. Софии в Константинополе: символика, конструктивные особенности.
- 27. Иконоборчество и иконопочитание. Сложение канона в византийском изобразительном искусстве средневизантийского периода.
- 28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.
- 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.
- 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
- 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.
- 34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
- 35. Романская скульптура Франции.
- 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
- 37. Архитектура французской готики.
- 38. Французская готическая скульптура.
- 39. Особенности немецкой готической скульптуры.
- 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
- 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане.
- 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения.
- 43. Основные тенденции в развитии итальянской архитектуры XV в. Творчество л.Б. Альберти. Идеальные города.
- 44. Высокое Возрождение в архитектуре. Браманте и собор святого Петра в Риме.
- 45. Архитектура Микеланджело.
- 46. Архитектура а. Палладио.
- 47. Искусство Треченто. Общая характеристика. Творчество Джотто.
- 48. Сьенская школа: творчество Дуччо и с. Мартини.
- 49. Своеобразие искусства Кватроченто.
- 50. Творчество Донателло.