logo
istori_bez_vody

3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.

Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.) . С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция) , Савиньяно (Италия) , Виллендорфе (Австрия) , Дольни-Вестонице (Чехия) , с. Костёнки близ Воронежа

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге) , воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные) , чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э. ) — главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др. ) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.) , но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо) , а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии) .

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери) .

Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

В позднем палеолите получает развитие архитектура.

Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане) , иногда с длинными тоннелеобразными входами.

В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных.