36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
Архитектура - наиболее показательное искусство Средневековья, в котором воплотились особенности эпохи, ее мировоззрение и ценностные ориентации, условия жизни и уровень знаний и навыков. В средневековой архитектуре сформировались два основных стиля: романский и готический, которые отразили специфику уклада жизни раннего и зрелого Средневековья соответственно.
Романский архитектурный стиль (в переводе с латыни - "римский") возник во времена Карла Великого - в конце VIII века и развивался на протяжении IX-XII ст. С одной стороны, это стилевое направление выражал стремление королевской власти и церкви сослаться на авторитет Римской империи, а с другой - он стал проявлением эпохи, когда постоянная военная угроза заставляла строить сильные крепости. Романская архитектура - это строения оборонного типа. Характерными чертами этого стиля были:
• массивность, геометричность и ясность архитектурных форм;
• толстые каменные стены и небольшие узкие окна - бойницы;
• полукруглая сводчатая арка;
• четкое соотношение горизонтальных и вертикальных линий. Романский стиль был представлен такими типами строений, как храм, монастырский ансамбль и феодальный замок.
В связи с развитием архитектуры во второй половине XI в. начинает возрождаться монументальная скульптура.
Романской скульптуре присущи рельеф (полукруглая скульптура на плоскости). Рельеф наиболее адекватно воспроизводил мировоззренческие ориентации того времени. Он был и достаточно телесным для того, чтобы удовлетворить требования конкретного сознания той эпохи. В то же время, он был достаточно условным и символическим, чтобы не нарушать требования христианской догматики.
Романская скульптура (рельеф) украшала:
• интерьер - внутреннюю часть храма и концентрировалась у алтаря. Здесь преобладал растительный и геометрический орнамент, в котором отдельные условные человеческие фигуры;
• экстерьер - внешнюю часть храма, где преимущественно многофигурные композиции украшали главный фасад храма.
Скульптурные изображения воспроизводили темы Нового Завета и наглядно иллюстрировали народным массам непонятную для них церковную службу, которая велась на латинском языке. Довольно часто рельефы были ярко окрашены для того, чтобы привлекать взгляды прихожан во время молитвы. Романская архитектура и скульптура были рассчитаны на то, чтобы подчеркнуть человеческое бессилие перед окружающим миром и Богом и заставить человека искать поддержки и защиты у Бога и церкви.
Готический архитектурный стиль возник на Западе, и прежде всего, в Северной Франции, в середине XII века и доминировал до XIV в. Возникновения этого стиля было связано как с изменением мироощущения средневековой культуры, в которой осуществлялся переход от замкнутости и враждебности раннего периода к открытости и уверенности зрелого, так и с определенным техническим прогрессом в строительстве. ХП-XIV века - это время наивысшего расцвета культуры средних веков.
Характерными чертами готики становятся:
• стремление вверх, легкость и требовательность архитектурных форм, вертикализм композиции;
• значительная высота сооружения;
• острые стрельчатые арки, которые изменяют полукруглые линии романской архитектуры, островерхие крыши;
• большие окна с витражами - разноцветными элементами, составляющими рисунок из стекла;
• множество скульптурных фигур, украшающих интерьер и экстерьер храма, содержатся и на фасадах, и на стенах, и на остроконечных крышах.
Единство готического стиля хранится в разных национальных традициях, несмотря даже на возникновение многих региональных и национальных вариантов готики: английского "перпендикулярного", французского "пламенеющей", немецкого "кирпичного" и других.
Готические храмы пришли на смену романским по всей Западной Европе. Один за другим восстанавливались соборы в Париже, Лане, Сане, Реймсе - во Франции; в Марбурге, Кельне и Ульме - в Германии; в Барселоне - в Испании и другие. Лучшими среди них считаются Собор Парижской Богоматери (1163-1208) и капелла Генриха VII в Вестминстсрському аббатстве (1502-1512) - Лондон.
- 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
- 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.
- 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов.
- 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты.
- 6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.
- 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.
- 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.
- 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.
- 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
- 11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
- 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
- 13. Культура Крита и материковой Греции в 3 – 2 тысячелетии до н.Э. Археологические открытия. Периодизация, основные принципы, памятники архитектуры и искусства.
- 14. Культура Древней Греции: значение для европейской цивилизации, периодизация, краткая характеристика периодов. Искусство гомеровской эпохи.
- 15. Древнегреческий храм: структура, основные типы, сочетание архитектуры и скульптуры. Ордерная система (ионический и дорический ордер).
- 16. Эволюция греческой скульптуры от архаики к поздней классике.
- 25. Особенности культуры Византии. Периодизация истории, краткая характеристика периодов. Ранневизантийское изобразительное искусство.
- 26. Архитектура эпохи Юстиниана Великого. Собор Св. Софии в Константинополе: символика, конструктивные особенности.
- 27. Иконоборчество и иконопочитание. Сложение канона в византийском изобразительном искусстве средневизантийского периода.
- 28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.
- 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.
- 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
- 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.
- 34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
- 35. Романская скульптура Франции.
- 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
- 37. Архитектура французской готики.
- 38. Французская готическая скульптура.
- 39. Особенности немецкой готической скульптуры.
- 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
- 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане.
- 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения.
- 43. Основные тенденции в развитии итальянской архитектуры XV в. Творчество л.Б. Альберти. Идеальные города.
- 44. Высокое Возрождение в архитектуре. Браманте и собор святого Петра в Риме.
- 45. Архитектура Микеланджело.
- 46. Архитектура а. Палладио.
- 47. Искусство Треченто. Общая характеристика. Творчество Джотто.
- 48. Сьенская школа: творчество Дуччо и с. Мартини.
- 49. Своеобразие искусства Кватроченто.
- 50. Творчество Донателло.