11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм.
К середине XIX в. капиталистические отношения достигли состояния зрелости и поэтому была осознана невозможность реставрации аристократических или раннебуржузных идеалов. Предметом художественной культуры становится действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения художники начинают искать не в явлениях субъектного духа, а в реальных жизненных коллизиях. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Это стало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволяющего реально оценить современную действительность.
Критический реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Избегая копирования реального, преодолевая эмпирическую данность, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенные проявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбору, изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, художественным метафорическим реалиям.
Представители этого направления привнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитический взгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии, мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений его внутреннего и внешнего мира, которые были свойственны романтизму и сентиментализму. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. Она пыталась сопротивляться, отстаивая свою нравственную чистоту, и либо погибала, либо побеждала в борьбе с силами зла. Этот реальный человек интересен своей многоплановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители этого направления). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гард и др.
В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.
Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс в своем генезисе явление сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества (Д. Рескин, А. Рембо, О. Уайльд и др.).
В определенных кругах пользуются повышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаются в разнообразии стилей. Один из ведущих стилей – импрессионизм (франц. - впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к «зрительной сущности» вещей.
Наметившийся кризис реалистической традиции более отчетливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.
На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей.
Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Университет экономики и управления
- Барыкин ю.В, Назарчук т.Б.
- Культурология
- (Учебное пособие)
- Содержание
- Раздел 14. Культура Крыма 198
- Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса «Культурология»
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- 1.2 Структура культуры
- 1.3 Функции культуры
- 1.4 Феномен культуры и его понимание
- 1.5 Культурная идентификация
- Раздел 2. Основные культурологические концепции
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. Позитивного направления
- Марксистская концепция культуры
- 2.3 Концепции культуры интуитивистского направления
- 2.4 Развитие представлений о культуре в России
- Раздел 3. Бытие культуры
- 3.1 Культура и цивилизация
- 3.2 Культура и природа
- 3.3 Человек в контексте культуры
- Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества
- 4.1 Субкультура. Контркультура
- 4.2 Кризисные явления в культуре
- 4.3 Идея равенства культур в современном мире
- Раздел 5. Искусство в системе культуры
- 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
- 5.2 Классификация искусств
- 5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
- 5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
- 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
- Раздел 6. Культура Древнего мира
- 6.1 Первобытная культура
- 6.2 Культура Древнего Египта
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- Раздел 7. Античная культура
- 7.1 Культура Древней Греции и ее особенности
- 7.2 Культура Древнего Рима
- Раздел 8. Культура европейского Средневековья
- 8.1 Культура Византии
- 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
- 8.3 Художественная культура Средневековья
- 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
- Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
- 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
- 9.2 Отношение к античной и средневековой культуре
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения
- 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- Раздел 11. Культура Европы XIX – хх вв
- 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
- 11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
- 11.3 Русская культура XIX века
- 11.4 Культура Европы хх века
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
- 12.1 Истоки украинской культуры
- 12.2 Культура Киевской Руси
- 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
- Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
- 13.1 «Украинское» барокко
- 13.2 Украинская культура Нового времени
- 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
- 13.4 Украинская культура на стыке двух веков
- 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.
- 13.6 Украинская культура в 30 - е годы
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- 13.8 Культура Украине во второй половине хх века и на современном этапе.
- Раздел 14. Культура Крыма
- 14.1 Крым в древности и в средние века
- 14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.
- Тестовые задания
- Список использованной литературы
- Кафедра гуманитарных дисциплин
- Культурология
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.
- При университете функционируют:
- Открытый таврический колледж.