10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.
Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).
Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).
Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.
Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.
Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д'Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.
В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.
Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Университет экономики и управления
- Барыкин ю.В, Назарчук т.Б.
- Культурология
- (Учебное пособие)
- Содержание
- Раздел 14. Культура Крыма 198
- Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса «Культурология»
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- 1.2 Структура культуры
- 1.3 Функции культуры
- 1.4 Феномен культуры и его понимание
- 1.5 Культурная идентификация
- Раздел 2. Основные культурологические концепции
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. Позитивного направления
- Марксистская концепция культуры
- 2.3 Концепции культуры интуитивистского направления
- 2.4 Развитие представлений о культуре в России
- Раздел 3. Бытие культуры
- 3.1 Культура и цивилизация
- 3.2 Культура и природа
- 3.3 Человек в контексте культуры
- Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества
- 4.1 Субкультура. Контркультура
- 4.2 Кризисные явления в культуре
- 4.3 Идея равенства культур в современном мире
- Раздел 5. Искусство в системе культуры
- 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
- 5.2 Классификация искусств
- 5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
- 5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
- 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
- Раздел 6. Культура Древнего мира
- 6.1 Первобытная культура
- 6.2 Культура Древнего Египта
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- Раздел 7. Античная культура
- 7.1 Культура Древней Греции и ее особенности
- 7.2 Культура Древнего Рима
- Раздел 8. Культура европейского Средневековья
- 8.1 Культура Византии
- 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
- 8.3 Художественная культура Средневековья
- 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
- Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
- 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
- 9.2 Отношение к античной и средневековой культуре
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения
- 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- Раздел 11. Культура Европы XIX – хх вв
- 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
- 11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
- 11.3 Русская культура XIX века
- 11.4 Культура Европы хх века
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
- 12.1 Истоки украинской культуры
- 12.2 Культура Киевской Руси
- 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
- Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
- 13.1 «Украинское» барокко
- 13.2 Украинская культура Нового времени
- 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
- 13.4 Украинская культура на стыке двух веков
- 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.
- 13.6 Украинская культура в 30 - е годы
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- 13.8 Культура Украине во второй половине хх века и на современном этапе.
- Раздел 14. Культура Крыма
- 14.1 Крым в древности и в средние века
- 14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.
- Тестовые задания
- Список использованной литературы
- Кафедра гуманитарных дисциплин
- Культурология
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.
- При университете функционируют:
- Открытый таврический колледж.