13.1 «Украинское» барокко
Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т. п.
Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.
В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Университет экономики и управления
- Барыкин ю.В, Назарчук т.Б.
- Культурология
- (Учебное пособие)
- Содержание
- Раздел 14. Культура Крыма 198
- Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса «Культурология»
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- 1.2 Структура культуры
- 1.3 Функции культуры
- 1.4 Феномен культуры и его понимание
- 1.5 Культурная идентификация
- Раздел 2. Основные культурологические концепции
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. Позитивного направления
- Марксистская концепция культуры
- 2.3 Концепции культуры интуитивистского направления
- 2.4 Развитие представлений о культуре в России
- Раздел 3. Бытие культуры
- 3.1 Культура и цивилизация
- 3.2 Культура и природа
- 3.3 Человек в контексте культуры
- Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества
- 4.1 Субкультура. Контркультура
- 4.2 Кризисные явления в культуре
- 4.3 Идея равенства культур в современном мире
- Раздел 5. Искусство в системе культуры
- 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
- 5.2 Классификация искусств
- 5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
- 5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
- 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
- Раздел 6. Культура Древнего мира
- 6.1 Первобытная культура
- 6.2 Культура Древнего Египта
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- Раздел 7. Античная культура
- 7.1 Культура Древней Греции и ее особенности
- 7.2 Культура Древнего Рима
- Раздел 8. Культура европейского Средневековья
- 8.1 Культура Византии
- 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
- 8.3 Художественная культура Средневековья
- 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
- Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
- 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
- 9.2 Отношение к античной и средневековой культуре
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения
- 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- Раздел 11. Культура Европы XIX – хх вв
- 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
- 11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
- 11.3 Русская культура XIX века
- 11.4 Культура Европы хх века
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
- 12.1 Истоки украинской культуры
- 12.2 Культура Киевской Руси
- 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
- Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
- 13.1 «Украинское» барокко
- 13.2 Украинская культура Нового времени
- 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
- 13.4 Украинская культура на стыке двух веков
- 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.
- 13.6 Украинская культура в 30 - е годы
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- 13.8 Культура Украине во второй половине хх века и на современном этапе.
- Раздел 14. Культура Крыма
- 14.1 Крым в древности и в средние века
- 14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.
- Тестовые задания
- Список использованной литературы
- Кафедра гуманитарных дисциплин
- Культурология
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.
- При университете функционируют:
- Открытый таврический колледж.