9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.
Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVI века.
Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus – человечный).
Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти(1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветают поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.
Исследователи многократно отмечали, что «добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Университет экономики и управления
- Барыкин ю.В, Назарчук т.Б.
- Культурология
- (Учебное пособие)
- Содержание
- Раздел 14. Культура Крыма 198
- Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса «Культурология»
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- 1.2 Структура культуры
- 1.3 Функции культуры
- 1.4 Феномен культуры и его понимание
- 1.5 Культурная идентификация
- Раздел 2. Основные культурологические концепции
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. Позитивного направления
- Марксистская концепция культуры
- 2.3 Концепции культуры интуитивистского направления
- 2.4 Развитие представлений о культуре в России
- Раздел 3. Бытие культуры
- 3.1 Культура и цивилизация
- 3.2 Культура и природа
- 3.3 Человек в контексте культуры
- Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества
- 4.1 Субкультура. Контркультура
- 4.2 Кризисные явления в культуре
- 4.3 Идея равенства культур в современном мире
- Раздел 5. Искусство в системе культуры
- 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
- 5.2 Классификация искусств
- 5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
- 5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
- 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
- Раздел 6. Культура Древнего мира
- 6.1 Первобытная культура
- 6.2 Культура Древнего Египта
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- Раздел 7. Античная культура
- 7.1 Культура Древней Греции и ее особенности
- 7.2 Культура Древнего Рима
- Раздел 8. Культура европейского Средневековья
- 8.1 Культура Византии
- 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
- 8.3 Художественная культура Средневековья
- 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
- Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
- 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
- 9.2 Отношение к античной и средневековой культуре
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения
- 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- Раздел 11. Культура Европы XIX – хх вв
- 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
- 11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
- 11.3 Русская культура XIX века
- 11.4 Культура Европы хх века
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
- 12.1 Истоки украинской культуры
- 12.2 Культура Киевской Руси
- 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
- Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
- 13.1 «Украинское» барокко
- 13.2 Украинская культура Нового времени
- 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
- 13.4 Украинская культура на стыке двух веков
- 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.
- 13.6 Украинская культура в 30 - е годы
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- 13.8 Культура Украине во второй половине хх века и на современном этапе.
- Раздел 14. Культура Крыма
- 14.1 Крым в древности и в средние века
- 14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.
- Тестовые задания
- Список использованной литературы
- Кафедра гуманитарных дисциплин
- Культурология
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.
- При университете функционируют:
- Открытый таврический колледж.