4.2 Кризисные явления в культуре
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени – материального производства.
Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в нашем столетии. В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры. В XX в. культура разломалась на две антагонистические формы. Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-техногенного процесса XX в., с каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может привести к гибели человечества.
Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали современнику нашего века ощущать господство над природой, и мешали при этом его возможности ощущать радость гармонического существования с ней. Поэтому проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины.
Создание техники означало для человека не только облегчение его деятельности с помощью машин и механизмов, но и введение в его жизнь нового фактора, отношения с которым стали развиваться не совсем так, а потом и совсем не так, как это ему представлялось. если с развитием техники человек постепенно начал превращаться в некий придаток машины, обслуживание функционирования которой постепенно вытеснило творческий труд, то с появлением информационных технологий человеку стала угрожать опасность превращения в контролируемый и управляемый элемент тотальной информационной системы. Навязывая человеку непривычный для его психологической организации темп жизни, техническая цивилизация заставляет человека испытывать огромные физические и психологические перегрузки, меняет его восприятие времени, что вызывает у него развитие настроений тревоги, подавленности, дезориентированности. В обществе нарастает напряженность, агрессивность, утрачивается чуткость к природному миру, внутренний мир человека становится беднее и примитивнее. Начинают формироваться односторонне развитые типы людей. Суммируя все эти процессы и явления, многие социологи, политологи, культурологи пришли к выводу, еще четверть века назад, о начале глобального кризиса человеческого общества, который проявился также и в сфере культуры.
Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции инструмент, сотворенный руками человека, восстает против творца.
Машина – значительная часть культуры XX в., новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. О. Шпенглер говорил: «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины». Он воспринимал культуры, как живые организмы, знающие рождение, расцвет, увядание и смерть. («Закат Европы»)
Восемь великих культур в шпенглеровской морфологии являются носителями подлинной всемирной истории: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магическая (арабская) и наша европейская, «фаустовская». Все они после эры культурного расцвета вступают в период окостенения цивилизации. Для О. Шпенглера очевидно, что цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений: искусства, науки, религии, т.е. соответственно культуры. Цивилизация – последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм.
Существует целый ряд причин, породивших в культурологии XX века устойчивое ощущение кризиса культуры – общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами», которые захватывают не только отдельные народы, а все европейское сообщество в XX веке : мировоые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экономические потрясения и т.д.
Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируются культурологами как ситуация отчуждения.
Отчуждение – это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждающий механизм связан с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка, а также отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества, исключенности человека из общественных связей; утрата индивидуумом своего «Я», разрушение личности. Одновременный уход из повседневности высокого искусства, которое в известной мере могло бы помочь выравниванию однобокости развития человека, порождает небывало сложную ситуацию в культуре современного общества.
Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ XX века. Экзистенциальная философия поставила в число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие вопросы как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от социума (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер).
Вопросы психологического „недовольства культурой” и самоотчуждения личности поставлены и решены представителями психоаналитической теории (З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Фроммом).
Средством преодоления кризиса культур сегодня, является их диалог, который предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Университет экономики и управления
- Барыкин ю.В, Назарчук т.Б.
- Культурология
- (Учебное пособие)
- Содержание
- Раздел 14. Культура Крыма 198
- Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса «Культурология»
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- 1.2 Структура культуры
- 1.3 Функции культуры
- 1.4 Феномен культуры и его понимание
- 1.5 Культурная идентификация
- Раздел 2. Основные культурологические концепции
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. Позитивного направления
- Марксистская концепция культуры
- 2.3 Концепции культуры интуитивистского направления
- 2.4 Развитие представлений о культуре в России
- Раздел 3. Бытие культуры
- 3.1 Культура и цивилизация
- 3.2 Культура и природа
- 3.3 Человек в контексте культуры
- Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества
- 4.1 Субкультура. Контркультура
- 4.2 Кризисные явления в культуре
- 4.3 Идея равенства культур в современном мире
- Раздел 5. Искусство в системе культуры
- 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
- 5.2 Классификация искусств
- 5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
- 5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
- 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
- Раздел 6. Культура Древнего мира
- 6.1 Первобытная культура
- 6.2 Культура Древнего Египта
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- Раздел 7. Античная культура
- 7.1 Культура Древней Греции и ее особенности
- 7.2 Культура Древнего Рима
- Раздел 8. Культура европейского Средневековья
- 8.1 Культура Византии
- 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
- 8.3 Художественная культура Средневековья
- 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
- Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
- 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
- 9.2 Отношение к античной и средневековой культуре
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения
- 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- Раздел 11. Культура Европы XIX – хх вв
- 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
- 11.2 Реализм в европейской культуре хiх века
- 11.3 Русская культура XIX века
- 11.4 Культура Европы хх века
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
- 12.1 Истоки украинской культуры
- 12.2 Культура Киевской Руси
- 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
- Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
- 13.1 «Украинское» барокко
- 13.2 Украинская культура Нового времени
- 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
- 13.4 Украинская культура на стыке двух веков
- 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.
- 13.6 Украинская культура в 30 - е годы
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- 13.8 Культура Украине во второй половине хх века и на современном этапе.
- Раздел 14. Культура Крыма
- 14.1 Крым в древности и в средние века
- 14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.
- Тестовые задания
- Список использованной литературы
- Кафедра гуманитарных дисциплин
- Культурология
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.
- При университете функционируют:
- Открытый таврический колледж.