logo
Пособие по культурологии вст

9.2 Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения опре­деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра­щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрас­ного, гармонически развитого человека были особенно близки евро­пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти­ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко­вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ­них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис­тории, древние— греческий и латинский, языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу­чать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо­вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от­мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети пи­сали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол­лекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс­тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра­нении античного наследия сыграло изобретение и распростране­ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».

Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо­фии -натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.

Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз­рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро­валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии - теории религии. Л. Балла противопоставля­ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко­торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессио­нальным служителям католической церкви. Д. Боккаччо в «Декаме­роне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попа­дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле­на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала глупости». Счи­тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не быланаполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневе­ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес­кое развитие человека.

Однако, вся средневековая культура с ее многолетней исто­рией, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрожде­ние, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищу­щему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью, и преувеличивать значение ан­тичности».

Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодей­ствия старого и нового, богатство и разнообразие культурных эле­ментов. В чем конкретно проявлялось влияние средневековья на культуру Возрождения?

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать некую новую, еди­ную религию, свободную от национальных, этнических, культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить рели­гию, но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной куль­турой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами католической церкви.

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведе­ний было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначе­ние. Можно сказать, что искусство Возрождения было своеобраз­ным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4