Билет 8. Искусство Древнего Рима. Общая характеристика, основные памятники
В конце I в. до н. э. Римское государство превращается в Империю. Первым императором Рима был Октавиан. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях. Был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера. Римляне явились создателями, так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира, установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. Был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев - Колизей. Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно -, трухи пятипролетной, в честь того или иного императора. Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму.
Римский город: улицы, довольно широкие, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — одно- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Полы в богатых домах украшались. Стены дома расписывались фресками, позже росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат.
Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна.
При императоре Адриане-знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов». Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса.. Интерьер Пантеона гармоничен и соразмерен.
Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Место отдыха и развлечения.
Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку, стремление создать идеал, подобный греческому, и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима. Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора.
Новая религия — христианство. Это был разрыв с античностью. Искусство приходило к победе символичности.
Билет 9. Искусство Византии в истории культуры Средних веков
Архитектура. В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.Античного храм-он служил местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку. Основной материал-кирпич. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе.Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня.
Византийская мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшениястен. Самые выдающиеся мозаичные ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии - величественный крест на фоне синего неба. Книжная миниатюра. Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Керамика и стекло. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах.
Ювелирное дело и обработка металловВ ювелирных изделиях применялись жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии - с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой).
Иконопись.Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическимканоном. Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому свету. Белый - обозначение Бога. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых.
- Билет 1. Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика)
- Билет 2. Понятие архитектуры и архитектурного стиля
- Билет. 3Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты)
- Билет 4. Искусство древнегреческой архаики (архитектура, скульптура, вазопись)
- Билет 5. Афинский акрополь — крупнейший памятник древнегреческого искусства V в. До н.Э.
- Билет 6. Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики (Фидий, Мирон и Поликлет) и поздней класики (Скопас, Пракситель и Лисипп)
- Билет 7. Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники
- Билет 8. Искусство Древнего Рима. Общая характеристика, основные памятники
- Билет 10. Искусство романского периода в Западной Европе (XI—XII вв.). Конструктивные приемы и формы романской архитектуры. Скульптура романского периода (Франция, Германия)
- Билет 11. Готическое искусство XII—XV вв. Новая конструкция и декор храма. Характерные особенности и основные памятники Готики во Франции, Германии и Англии
- Билет 12. Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто
- Билет 13. Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма. Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо
- Билет 14. Искусство Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти
- Билет 15.Венецианская школа живописи XVI в. (Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, я. Тинторетто)
- Билет 16. Искусство Северного Возрождения (общая характеристика)
- Билет 17. Искусство Италии хvii века. Болонский академизм и караваджизм в живописи. Творчество л. Бернини
- Билет 18. Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес
- Билет 19. Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса
- Билет 20. Характерные особенности голландской школы живописи. Творчество Рембрандта
- Билет 21. Искусство Франции перв. Пол. Хvii века. Становление системы классицизма, творческий метод н. Пуссена
- Билет 22. Дворцово-парковый комплекс резиденции Версаль
- Билет 23. Венецианская школа живописи XVIII века
- Билет 24. Искусство Франции в XVIII веке. Общая характеристика
- Билет 25. Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо)
- Билет 26. Творчество ф. Гойи
- Билет 27. Искусство Франции кон. Хviii в. Великая французская революция. Ж.-л. Давид
- Билет 28. Классицизм и романтизм во французской живописи перв. Половины XIX в. Ж.-о.-д. Энгр, т. Жерико, э.Делакруа Билет 29.Реализм в искусстве Франции сер. Хiх в. (о. Домье, к. Коро, г. Курбе)
- Билет 30. Живопись э.Манэ
- Билет 31.Импрессионизм и ведущие мастера этого направления