logo
Otvety_na_IZI_Bilety

Билет 8. Искусство Древнего Рима. Общая характеристика, основные памятники

В конце I в. до н. э. Римское государство превращается в Империю. Первым императором Рима был Октавиан. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях. Был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера. Римляне явились создателями, так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира, установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. Был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев - Колизей. Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно -, трухи пятипролетной, в честь того или иного императора. Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму.

Римский город: улицы, довольно широкие, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — одно- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Полы в богатых домах украшались. Стены дома расписывались фресками, позже росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат.

Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна.

При императоре Адриане-знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов». Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса.. Интерьер Пантеона гармоничен и соразмерен.

Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Место отдыха и развлечения.

Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку, стремление создать идеал, подобный греческому, и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима. Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора.

Новая религия — христианство. Это был разрыв с античностью. Искусство приходило к победе символичности.

Билет 9. Искусство Византии в истории культуры Средних веков

Архитектура. В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.Античного храм-он служил местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку. Основной материал-кирпич. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе.Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня.

Византийская мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшениястен. Самые выдающиеся мозаичные ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии - величественный крест на фоне синего неба. Книжная миниатюра. Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.

Керамика и стекло. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах.

Ювелирное дело и обработка металловВ ювелирных изделиях применялись жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии - с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой).

Иконопись.Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическимканоном. Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому свету. Белый - обозначение Бога. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых.