logo
bilety_po_IRI (2)

Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.

Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву.

Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу.

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий натроне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

Дмитриевский собор (Владимир) был построен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1194-1197) как главный княжеский храм. Он носит имя «небесного покровитеся» Всеволода — Димитрия Солунского. Современный вид собора значительно отличается от первоначального. Одноглавый четырехстолпный храм был окружен низкими крытыми галереями, у западных углов имел лестничные башни со всходами на хоры и, примыкая к княжескому дворцу, соединялся с ним переходом. Башни и галереи были разобраны в 19 в. По стенам и апсидам собора идет затейливый аркатурно-колончатый пояс, стены украшены изящной белокаменной резьбой с изображениями растений и животных. Арочный фриз включает рельефные человеческие фигуры, самыми древними из которых являются фигуры в западной части северного фриза (остальные были выполнены в 19 в.). С южной стороны фасада (с этой стороны князья входили в храм) помещен рельеф царя Соломона, сидящего на своем знаменитом троне в виде фигур львов. В аркатурном фризе южного фасада находились и фигуры русских князей, в том числе и владимирских. На северном фасаде представлен сам Всеволод III с сыновьями. Центральной фигурой всех трех фасадов является царь Давид. Сохранились фрагменты уникальной фресковой росписи 12 в.