45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
Л. Бакст. Картина «Древний ужас».
«Древний ужас» (лат. «Terror Antiquus») — картина Леона Бакста, изображающая гибель античной цивилизации (возможно,Атлантиды) в природном катаклизме. 1908 год.
В языческом миропонимании «древний ужас» — это ужас жизни в мире под властью мрачной и бесчеловечной Судьбы, ужас бессилия человека, порабощенного ею и беспросветно покорного (Фатум); а также ужас перед хаосом как бездной небытия, погружение в которую гибельно. Указывают, что от власти древнего ужаса человека освободило христианство с его новой концепцией судьбы, но дехристианизация культуры означает его возврат Крупное полотно практически квадратного формата занято панорамой пейзажа, написанного с высокой точки зрения. Пейзаж освещён вспышкой молнии. Основное пространство полотна занимает бушующее море, которое губит корабли и бьется о стены крепостей. На переднем плане изображена фигура архаической статуи в поколенном обрезе. Контраст спокойного улыбающегося лица статуи особенно поражает по сравнению с буйством стихий за ее спиной. «[Художник] переносит зрителя на какую-то невидимую возвышенность, с которой единственно возможна эта панорамная перспектива, развертывающаяся где-то в глубине под нашими ногами. Ближе всего к зрителю холм, несущий колоссальную статую архаической кипрской Афродиты; но и холм, и подножие, и самые ноги кумира за пределами полотна: как бы свободная от участи земли, богиня возникает, близкая к нам, прямо на мраке глубоко лежащего моря, оно же, бушуя, сливает здесь свои гребни в очертания пленительной раковины, как будто завидев богиню и вдруг сменив яростные громы на влюбленный гимн пенорожденной Анадиомене. (…) Перед нами не пейзаж человеческих мер и человеческих восприятий, но икона родовых мук Матери-Геи[2]». По мнению Иванова, в картине воплощены три идеи: космической катастрофы, судьбы и бессмертной женственности. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в руках синюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Традиционно принято называть статую, изображенную Бакстом — Афродитой, хотя до сих пор не установлено, каких богинь изображали коры. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Любопытно, что Максимилиан Волошин указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине с лицом самого Бакста.
Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. У подножия гор в правой части картины на первом плане помещены здания, по мнению Пружана — микенские Львиные ворота и остатки дворца в Тиринфе[4]. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Слева группа бегущих в ужасе людей среди построек, характерных для классической Греции[5] — по всей видимости, это Акрополь с его пропилеями и огромными статуями. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами.
Бакст работал в общей сложности над картиной около трёх лет. В начале 1905 года, по сообщению Бенуа, на выставке картин Союза русских художников он показал свой рисунок под названием «Terror Antiquus», судя по описанию, имевший непосредственное отношение к картине. Первое упоминание о картине относится к началу 1906 года В 1907 году Бакст совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с Валентином Серовым. Он начал работать над этим полотном еще до своей поездки в Грецию, а по возвращении принимается за него снова. На создание замысла картины также повлияли визиты художника в знаменитую Башню Вячеслава Иванова. После визита в Грецию Бакст пишет, что был вынужден переосмыслить свои представления об античном мире[ «„Древний ужас“ был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). В то же время „Древний ужас“ оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900-1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую „болезнь“ всей отечественной культуры — неоклассицизм. В глазах современников это было если не выдающееся, то, несомненно, заслуживающее самого пристального внимания полотно. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу „Древнего ужаса“ (Вяч. Иванова и М. Волошина). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке „Мира Искусства“ в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)»
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.