28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.
О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века.
Кипренский – профессор исторической живописи, один из лучших портретистов России. Его даже прозвали Русским Ван Дейком. Его кисти принадлежат известные портреты русских поэтов: В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова. Также он создал несколько портретов в графике.
Замечательно, что в портретах Кипренского нет ни одной повторяющейся композиции. Различны повороты голов, направление взглядов, жесты, обрез фигур. Также разнообразны костюмы — покроем, цветом, материалом, системой складок. Различны и фоны. Для ранних портретов характерен нейтральный, но разнообразный по цвету фон, позднее художник часто прибегает к фону аллегорическому и сравнительно редко изображает модель в реальной обстановке.
Столь же свободно Кипренский обращается и с освещением. По-видимому, его специально интересовала эта задача. С какой смелостью, например, изображен скользящий свет в знаменитом автопортрете (1808, ГТГ), как серьезно поставлена проблема связи пейзажа с фигурой в портрете А. М. Голицына, как настойчиво (но, правда, неудачно) в последний период жизни художник решал задачу искусственного освещения и изображения света, снаружи проникающего в комнату. Так широко вливались в творчество художника элементы реального мира, во всем своем бесконечном богатстве и изменчивости.
Но, несмотря на это внешнее разнообразие, все без исключения портреты Кипренского дают законченные в себе, ничем не нарушенные, заключенные в портретных границах образы. Он никогда не изображает минутного душевного состояния модели. Все они находятся в состоянии той внутренней сосредоточенности, того покоя, который является необходимым фундаментом портрета. Их взгляд не выражает заинтересованности чем-то внешним, их улыбку художник изображает только тогда, когда она составляет непременную принадлежность их лиц. Все они предстоят сами собой, в многогранном и гармоническом проявлении своей личности. Часто они смотрят на зрителя, но у них нет улыбок, заискивающих или снисходительных. Они живут своей собственной жизнью, держа себя с достоинством и самообладанием. В их взгляде всегда виден ум и большой жизненный опыт, это люди бывалые.
Язык штриха всецело связан с изображаемой натурой. Вот почему он так бесконечно разнообразен по своему характеру, переходя от нежной тушовки лица и рук к энергичной штриховке волос, то прямых и мягких, то вьющихся, то беспорядочных и лохматых. Сукно мундиров, эполеты, сложное плетение шнуров аксельбантов, ордена и блестящие пуговицы — все это художник подробно рассматривает, ощупывает, умея дать карандашом характеристику не только их формы, но и материала. И все это вместе взятое участвует в композиционном построении портрета. Небольшая сюита военных портретов дает представление об эпохе, гораздо более глубокое, чем незаслуженно знаменитая галерея 1812-го года в Зимнем дворце, хлестко и внешне изображающая генералитет российской армии. В то время как англичанин Джордж Доу тщился героизировать свои портреты энергическим выражением лиц, сверканием глаз, поворотом головы и сильным движением рук, Кипренский без этой внешней романтики достиг совершенных результатов. Русских героев он показывает простыми людьми, с живыми человеческими чувствами и мыслью, людьми, опаленными пожаром войны, людьми чести и сурового долга, готовыми пожертвовать собою.
В Италии же Кипренский создал еще новый вид живописи, которому придавал, по-видимому, особенное значение. Это были глубокомысленные и сложные аллегорические композиции и мифологические сцены в духе анакреоновской поэзии. Возможно, что темы последних картин подсказал художнику поэт К. Н. Батюшков, живший в те же годы в Италии. В отвлеченности этих аллегорических сочинений и весельи вакхических сцен есть стремление подняться над обыденной жизнью, сотворить образы особой, внебытовой, чистой красоты. Это — творчество художника, мало связанного с окружающей жизнью, оторванного от родины, которая его питала, и теперь живущего в искусственных условиях, которые не позволяют ему проникнуть в толщу, к корням жизни.
Его произведения: Портрет князя Алексея Ивановича Горчакова. 1810—1820-е гг. портрет поэта В. А. Жуковского (1816, ГТГ), нарисовал архитектора Кваренги (1814, ГРМ), поэта К. Н. Батюшкова, И. А. Крылова (1816, ГТГ), С. С. Уварова (1916, ГТГ), Великого князя Николая Павловича, Пушкина (1827г.), Швальбе, Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова. 1809г., Шишмарёва, Портрет Екатерины Авдулиной, жены генерал-майора А.И. Авдулина. 1822г.
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург), В. А. Жуковского (1816).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.