logo
bilety_po_IRI (2)

3.Архитектура Киевской Руси.

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Позднее в иконописи даже возникло понятие «греческий стиль». Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера. Однако уже в самых ранних произведениях зодчества ярко проявляются его национальные, подлинно русские черты: суровость могучих стен, величественная простота объемов, стройность силуэта, отказ от всего, что мельчит и дробит монументальную форму, и, вместе с тем, чарующая, присущая древнерусскому зодчеству мягкая лепка форм и неуловимая кривизна линий. Внутренняя архитектура по богатству отделки, великолепию драгоценных материалов - мрамора, золота, изразцов, мозаики, фресок - составляла резкий контраст с суровой простотой наружных стен. Особенно отчетливо эти черты проявились в описанных выше произведениях северных русских мастеров - в архитектуре Новгорода и Пскова.

Центром монументального зодчества этой эпохи был Киев - стольный град, "матерь городов русских", политический и культурный центр великого Киевского государства.

Вторым центром монументального зодчества Киевской Руси был Чернигов. Из восьми известных по летописям черниговских храмов уцелело пять, причем сохранились они лучше киевских.

В северо-западном центре Руси, Новгороде, в его Кремле, в 1045-1050 годы был возведен Новгородский Софийский собор, являющийся архитектурным центром кремлевского ансамбля и всего Новгорода.