logo
bilety_po_IRI (2)

Расцвет псковской архитектуры.

Первая половина XVI века была порой расцвета псковской архитектуры. Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми.

Очень распространены были часовни-усыпальницы, украшавшие многочисленные кладбища, которые в городе были у каждого храма. Эти небольшие каменные сооружения увенчивались шатрами или двускатной крышей с миниатюрной главкой. До нашего времени такие часовни в переделанном вид« сохранились на Мироносицком кладбище и у церкви Николы на Усохе.

Приемы орнаментации и декоративной обработки церковных зданий, сложившиеся уже в XV веке, стали очень единообразными. Благодаря этому все каменные постройки города представляли собой как бы единое произведение. Поэтому очень редкие отступления от общепринятого приобретали исключительное значение, обращали на себя внимание и запечатлевались в памяти.

Фасады храмов помимо обработки лопатками и многолопастным завершением украшались нишками с фресковыми изображениями. Такие же нишки были обычны и для часовен. Алтарные апсиды завершались вверху типичным псковским орнаментальным пояском из треугольных впадинок между двумя рядами четырехугольных. Средняя апсида четверика и апсиды приделов обрабатывались, кроме того, так называемыми «валиковыми разводами», которые представляли собой подобие аркатуры на тоненьких колонках. Барабан псковского храма XVI века обычно украшали бровки ломаной формы над окнами, такой же узорный поясок, как на апсидах, и у самого верхнего края — ряд кокошников — небольших нишек с полукруглыми верхами.