Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
Искусство Андрея Рублёва — гениального художника. Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства. Творчество Рублева пронизано идеями патриотической борьбы русского народа против татар, стремлением к объединению Руси. В своей живописи Рублев воплотил эстетические и этические идеалы народа, его представление о красоте, достоинстве и нравственном совершенстве человека. В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле.
Рублев был монахом, долго жил в Троице - Сергиевом монастыре — одном из крупных культурных центров Руси той поры (этот монастырь находится в Загорске под Москвой), а позднее — в Андрониковой монастыре в Москве.
В 1405 г. вместе с замечательными иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля . Некоторые иконы этого собора в сохранившемся до наших дней иконостасе обнаруживают руку Рублева. Ему приписываются также и миниатюры рукописи «Евангелия Хитрово» (названо по имени владельца; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве), среди которых особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью красок изображение ангела.
В 1408 г. вместе со своим старшим другом иконописцем Даниилом Черным Рублев расписал Успенский собор во Владимире. Сохранились фрески на тему «страшного суда» , который, по евангельскому преданию, ждет всех людей после смерти. Здесь Рублев отказался от традиционного устрашающего истолкования «страшного суда» как наказания человека за грехи. Созданные им образы апостолов полны снисхождения и любви к людям. Особенно выразительно приветливое русское лицо апостола Петра, ведущего праведников в рай. Необычайно изящны и одухотворенны изображения трубящих ангелов. Иконостас собора сделан Рублевым также в содружестве с Даниилом Черным и другими мастерами (иконы из этого иконостаса ныне хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Ленинграде). Для звенигородского собора Успения «на Городке» Рублев выполнил так называемый Звенигородский чин: иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла (Третьяковская галерея, Москва).
Вершина творчества Рублева — созданная около 1411 г. икона «Троица» (Третьяковская галерея, Москва). Прекрасны задумчивые фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они как будто ведут тихую беседу. Религиозная символика иконы ( «троица» означает единство божества в трех лицах) не затемняет ее реального содержания. Мир, согласие, единодушие — вот к чему призывает художник своих соотечественников. Это содержание «Троицы» отражало стремление русских людей к объединению Руси и к единодушному отпору врагам.
Круговая композиция расположения ангелов, тонкая продуманность ритма плавных повторяющихся линий, изысканная грация силуэтов фигур сообщают этой иконе необычайную гармоничность. Очень красивы и чисты ее краски, особенно звонкий и нежный «голубец» (синяя краска). В сочетании с золотистыми тонами она как будто повторяет цвет синего неба. Эта икона была создана Рублевым в зрелую пору творчества, и в ней воплотились лучшие достижения русской живописи той эпохи. После 1422 г. Рублев расписал фресками Троицкий собор в Загорске (эти фрески не сохранились) и вместе со своими учениками создал его иконостас.
Последние годы жизни Андрей Рублев и Даниил Черный были монахами Андроникова монастыря в Москве. Они вместе расписали фресками церковь Спаса этого монастыря, которые, к сожалению, не сохранились, - а это была последняя работа Андрея Рублева. Здесь, в этом московском монастыре, умер великий художник. Здесь он и погребен.
В 1947 г. в бывшем Андрониковой монастыре организован Музей имени Андрея Рублева . В нем собраны и изучаются произведения древнерусского искусства.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.