logo
ГОС2 ЧАСТЬ 3

35.Из истории возникновения и формирования школ рисунка: зарубежная, русская школы.

Начало обуч рис-ку относится к глуб. древности. Первобытный строй: изобр-я носили магический ритуальный хар-р, навыки в рисовании приобретались путем наблюд. и подраж. Обуч. в эп. палеолита не было. В эп. неолита умение рис. чел. стал использ. для украшения предметов своего ремесла. В Др. Египте обуч. строилось на заучивании схем и канонов, на копир образцов.(м-д пассивного копирования) Мемфиская придворная школа архит-в и скульп.-худ центр вокруг котор группировались др. школы. Худ-ки Др. Греции изменили эстет. установки и создали свою нов худ культуру. Рисовали земную жизнь и даже богов изображали по подобию людей. (в египте люди с головами крокодила, ястреба, шакала). В основе метода об-я рисунку лежало рис. с натуры. В 4 в до н.э. уже сущ-ло несколько школ рисунка-Сикионская, Эфесская и Фиванская. Техника рисунка: чаще рисовали на деревянных буковых дощечках, реже на папирусе. Также греки рисовали углем, грифелем и земляной краской. Заложен м-д Научного понимания иск-ва. Греки ввели светотень и перспективу. Римляне пользовались достижениями греков. Худ-ки средневековья ничего не взяли из прошлого, т.к. все было варварски уничтожено мракобесами. В эту эпоху изображ-е реалист. мира счит. делом греховным. Стан-е и разв-е рис-я как уч дисциплины в эп средневековья было приостановлено. Худ-ки эп. Возрождение заново разрабатывают теорию изобр. иск-ва и методы обучения рисунку. Обучение начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Леонардо да Винчи «Книга о живописи». Основа обучения –рисование с натуры. Альбрехт Дюррер заним разраб основ перспективы; метод обобщения (обрубовки) формы. 17 век в истории методов обучения рисованию явл пер-м становления рис-я как уч. предмета. Хар-ой особен. явл. создание спец-х учеб-х заведений – академий художеств и худ-х школ. Самая прославленная – Болонская академия. Гос. академии : Королевская академия живописи и скульптуры в Пакриже(1648), академия художеств в Риме(1660), в Вене(1692), в Берлине(1696) и т.д. Наряду с ними сущ. и частные школы(мастерская Рубенса) Руск. шк. Руск. иконописцы счит рис-к важн. частью своего иск-ва. Методики обуч не было, рисунки копировались. 18 век-рисование как учеб. дисциплина. 1724 г. при рос академии ис-в была открыта «Рисовальная палата»-рисование учебн. предмет. 1735-издан учебник нем. худ Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству»(1-е метод пособие в России). Ученики копир рис из этой книги. В 1757 г. по инициативе графа Шувалова в Петербурге была основана Академия трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры, архитектуры».Преподаватели: Лосенко, Оленин. К сер. 19 века русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд художественных академий Европы.

36. Изобразительно-выразительные средства рисунка.К изобразительно-выразительным средствам рисунка относятся:

- элементы графического изобразительного языка рисунка: точка, линия, штрих, пятно;

- средства организации элементов графического языка на плоскости: контраст, ритм, симметрия, нюанс, равновесие, асимметрия;

- материально-технические средства (графический материал) :карандаш, уголь, сангина, соус, постель, тушь и перо, тушь и кисть, фломастеры, гелиевая ручка, акварель, бумага, картон и т.д. каждый графич материал обуславливает свою особенную технику рисунка, позволяющую создать выразительный худ-ый образ.

Линия. Решаются пространственные задачи, передается впечатление объема предмета, строя форму в пропорциях и перспективе.

Штрих (длинный, короткий, жесткий, мягкий) – различная длинна штриховых линий в световой и теневой частях объемных форм позволяет передать: глубину пространства и объем предметов.

Пятно – используется для изображения или подчеркивания: объемности формы, освещенности предмета, силы тона, фактуры, глубины пространства. Контраст- противопоставление, борьба разных начал в форме, может осуществляться по масштабу, форме, цвету, степени объемности и т.д. Нюанс- небольшое различие, создает дополнительные связи между элементами.

Ритм - закономерное чередование соизмеримых или чувственно ощутимых элементов форм.

Симметрия- соответствие расположения частей и целого относительно оси, плоскости или центра симметрии.

37. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.Композиция – это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. ДПИ – иск-во изготовления бытовых предметов обладающих худ-эстетич качествами и предназначены не только для практических потреблений, но и для украшения. Виды ДПИ: вышивка, роспись по ткани, по дереву, по керамике и др. Особенности построения композиции в ДПИ: связь декора с формой или конструкцией изделия, стилизация декора, его орнаментальность. Стилизация – декор. обобщение изображаемых фигур и предметов с пом-ю условных приемов: упрощение формы(контура), конструкции, объема, силуэтности, локальность цвета. Особенности обусловлены: назначением предмета, материальной основой, конструкцией предмета(формой). Орнамент – от лат украшение; это узор, постр на ритмическом чередовании и организованном расположении изобразительных элементов. На возникновение систем орнамента оказали влияние древние технол-ие процессы(насечки, нарезки на кости).По законно-ям построения выдел.: Ленточный (повтор изобразит модуля в статическом ритме, в динамическом ритме.); орнамент в круге – розетта-замкнутое композиц построение с применением плоскости и оси симметрии; сетчатый орнамент- заполняет всю изобразит пов-ть паредмета, строится на четкой геометрич основе, представл собой решетку бесконечно продолж во все стороны.