logo search
общ

Законы построения хореографического номера.

К числу основных законов композиции танца могут быть отнесены: *Закон единства драматургического и хореографического содержания; *закон единства музыкального и танцевального содержания; *закон целостности танцевальной композиции;

  1. закон актуальности;

  2. закон контраста.

Закон единства драматургического и хореографического содержания Композиции, драматургическая основа которых продумана и соответствует хореографическому воплощению, надолго сохраняются в памяти зрителей, так как вызывают у зрителя интерес к сквозному развитию действия.

Действие закона единства драматургического и хореографического содержания распространяется на все виды и формы композиции танца, начиная от отдельных сценических танцев, заканчивая многоактными балетами спектаклями. Из этого закона следует, что приступая к созданию хореографического произведения, постановщик раньше всего создает его будущую содержательную основу. Практика сочинения танцевальных композиций убеждает, что интерес у зрителя вызывают именно танцевальный композиции, в основу которых положена содержательная драматургия и номер решается эмоционально-образным хореографическим языком.

Закон единства музыкального и танцевального содержания

Данный закон неразрывно связывает танец и музыку. В идеале музыка должна создаваться под конкретную идею постановщика. Но чаще хореограф вынужден искать уже готовую музыку, компоновать (компилировать) музыкальный текст в соответствии со своим замыслом. Бывает и наоборот, хореограф услышал музыку, которая вызвала у него зрительный образ танца, и он создает композицию танца на эту музыку. В любом случае музыка диктует эмоционально - образный видеоряд танца, его темп, его ритм. Неудачное соотношение танцевальных движений с музыкальным материалом разрушает танцевальную композицию. Соответствие движений, поз, танцевальных групп, рисунков движений и т.д. особенностям музыкального произведения порождает целостность восприятия танцевальной композиции. Нужно помнить о равновесии слухового и зрительного восприятия. Образ слышимый должен соответствовать образу видимому.

Закон целостности танцевальной композиции

Любое расположение исполнителей на сцене и их движение представляют собой единое целое, ограниченное пространством и временем. Соответственно, закон целостности требует соблюдения определенных условий:

-ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого.

-части композиции, отдельные движения и фигуры не могут меняться местами без ущерба для содержания.

-ни один новый элемент танцевальной композиции не может быть присоединен к завершенному целому. Таким образом, целое предполагает соразмерность частей и элементов в танце.

Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, который созвучен зрителям- современникам. Каждая эпоха предъявляла свои требования к созданию танцевальной композиции. То, что было интересно вчера, может быть неуместным, уйти в небытие. Время, в котором живет зритель, диктует развитие сценического действия, конфликтов, столкновение характеров.

Закон актуальности (или жизненности) характеризуется следующими основными чертами:

-движения, фигуры, рисунки и костюмы должны быть типичными для изображаемой эпохи

Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции определяют ее выразительность.

Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объемного построения рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов и т. д. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительском восприятии очень велико. Нередко даже неожиданная остановка после быстрого вращательного движения, вызывает бурю аплодисментов.

Запись и разбор танца по записи

Система условных знаков для записи танцев вначале именовалась хореографией (этот термин был введён в 1700 учителем танцев Р. Фёйе). Потребность в записи танца существовала издавна. Древние египтяне пользовались иероглифами, римляне употребляли систему записи жестов. В Западной Европе попытки описания танцев сохранились в рукописях 15-16 вв., где использован буквенный способ. Значительный интерес представляет система записи танца, разработанная артистом петербургского балета В.И. Степановым, разработавшим принципы но гнолинейной записи. Степанов ввёл в записи танца понятия градуса, успешно фиксировал оитм. мизансцены и планы движения. В 20 в. Продолжались попытки в разных странах создать систему записи танцев, удовлетворяющую современным требованиям (передача направления, длины, ширины и формы шага, и т.д.)

В нашей стране существует большое количество хореографической литературы который может пользоваться по желанию любой руководитель творческого коллектива. В репертуар можно включать, как собственные постановки, так и те которые описаны в книгах. Для начинающих коллективов лучше подбирать танцы полегче , для старших групп ставятся более сложные. Как правило, запись и разбор таяла состоит из 4-х частей:

Вступительная, здесь находятся основные сведения о танце: название, образное описание содержания, особенности композиции, манера исполнения, сообщается число и состав исполнителей, указывается автор музыки, музыкальный размер, вступительную часть завершает описание костюмов, а так же есть указание на наличие предметов или реквизита: т.е. вступительная часть полностью знакомит с содержанием танца.

Описание композиции, как правило, описание композиции делае ся от зрителя, отдельно могут быть схемы рисунка танца, рисунки у, чертежи танца даются от зрителя, очень редко данный материал от исполните:!?. Описание делится на части, эпизоды, фигуры. Всё это должно соответствовать содержанию танца, каждая часть разбита на такты и условные обозначения. Перемещение исполнителя на сцене указывается —->,->.

Описание танцевальных движений, в отличие от 2. описание здесь идет от

исполнителя, всегда указывающее исходное положение, позиции рук. ног, корпуса, головы. Движение нумеруется и со своим названием Каждое движение описано в соответствие со своим музыкальным ритмом.

Нотное приложение, с указанием отдельных музыкальных нюансов.

Вывод: чтобы составить определенное мнение о танце надо внимательно прочитать вступительную часть, просмотреть описание и прослушать музыкальный материал, это поможет определить соответствует танец исполнительским возможностям коллектива, только руководи тель решает вопрос о пелесообразности включения танца в репертуар коллектива.

Сценическая обработка фольклора.

Фольклор - в переводе с англ.народное творчество-искусство созданное народом. Фольклор может быть как словесным, так и музыкальным.

Сценическая обработка фольклора состоит в том. чтобы сохранить его народную основу, оригин&тьный рисунок, самобытность, манеру исполнения, костюм, реквизит, и соединить все это с профессиональным подходом и профессиональным опытом.

Постановщик начиная работать с материалом выдает свой сценический вариант. В задачу постановщика входит подобрать материал для танца, найти музыку, изучить костюмы и сочинить хореографию в нужном стиле. Самое сложное в фольклорном танце - это передать манеру исполнения, и над особенностями нужно начинать работать с самого первого дня. Балетмейстер до начала работы должен представить себе будущий танец. В каких костюмах будут исполнители и представлять характер движений. Изучив материал постановщик делает выбор.

Постановщик должен познакомиться с живописью, обрядами, поговорками, сказками. Много моментов в документальных фильмах. В идеале когда постановщик приступая к работе должен съездить в фольклорную экспедицию. Если все-таки такое произошло- то записывать нужно все. и дальше это может сложиться в отдельную постановку.

Таким образом формируя свой взгляд фольклор на сцене не может существовать в таком же состоянии как в быту. На сцене свои требования. Очень часто рисунок круг и отдельные исполнители выходят импровизировать в центр. Нужно выбирать самые выгодные движения и размещать в нужные рисунки. Но обрабатывая фольклор не увлекайтесь, главное сохранить народную основу- особенность рисунков и движений. Постановщик должен знать что всегда происходит импровизация. Нужно сочинять, но можно разрешить некоторым солистам импровизировать. Пары как правило подбираются случайно, а на сцене все подобрано. В фольклорном действии нет ограничений по времени (в среднем от 3-до15мин., а если это сюита 10- 15мин..с внятной экспозицией и финалом). За столь короткое время нужно создать целостное впечатление о народном танце того или иного народа. Балетмейстер не обязан воспроизводить точный рисунок фольклорного варианта. Все зависит от фантазии постановщика.