logo
общ

Этапы работы над хореографическим номером.

Приступая к работе над хореографическим номером, постановщик должен четко знать, какую цель он ставит перед собой. Он обязан четко продумать драматургию будущего произведения : как вывести героев, что между ними произойдет, как развить образы и характеры действующих лиц, как вести действие к кульминации,и чем закончить номер.

Выделяют 5 этапов работы над хореографическим номером:

От идеи

От музыки

1-Идея (составление программы)

1-Поиск музыкального материала

2-Композиционный план

( Муз. Хореографический сценарий)

2-Подготовительная работа (изучение необх. материалов , качественный и количественный подбор исполнителей.

3- Музыка (процесс создания музыки)

3- Соченение хореографического произведения( 2 способа: импровизация и соченение дома)

4-Соченение лексики

4-Работа с исполнителями( прослушивание музыки с исполнителями. Рассказ о теме и идеи номера)

5-Постановка номера и репетиция на сцене.

5- Репетиционный период.

Этапы.

Психологические этапы создания произведения искусства. (Сделать это достаточно сложно, никто не фиксирует свои творческие этапы работы. Можно изучать и анализировать: письма, записи в дневниках, беседы, автобиографии, воспоминания современников, планы, наброски, черновые записи и т.д.)

Психологически состояние готовности к работе может выражаться в разнообразных формах. Это может быть переживание неудовлетворенности и недовольство собой; это может быть избыток сил и эмоций; это может быть желание что-то создать, еще не зная что. Неизвестно пока направление, по которому будет проявляться творческая активность, неизвестна тема, но вместе с тем творческая личность находится в состоянии устремленности к тому, чтобы приложить к чем - то свои творческие силы. Он ловит то, что может натолкнуть его на замысел.

Такое самочувствие готовности к творческой работе возникает на широком мотивационном фоне: недовольство собой, чувство долга, необходимость действия, утверждения своей творческой значимости и т.д.

Начинается активный поиск идеи будущего номера. (Например: увиденные ранее интересные сюжеты, какие - то впечатления, оставившие след, какие - то мысли связанные с искусством, воспоминания, быт, переживания личного характера, воздействие природы, увиденные сцены человеческих взаимоотношений и т.д.). Толчком могут оказаться воздействия самого различного характера, которые при наличии творческой готовности художника приводят к появлению замысла.

Начинается осмысление замысла (может возникнуть план). Хорошо когда появляется состояние вдохновения. Замысел становится тем стержнем, на основе которого происходит дальнейшее развитие будущего произведения. Разработка замысла.

Разработка замысла представляет собой в психологическом отношении новый этап работы. (Поиск путей, развития темы и сюжета. Уточнения. Целостность композиции, логика развития и т.д.)

Значение опыта жизненных впечатлений.

Собирание материалов, фиксация конкретных впечатлений представляет собой по существу непрерывный процесс, который характерен для видения художника. Вопрос заключается лишь в том, как используется этот опыт? Поиск формы.

Поставленные перед собой задачи становятся движущей силой в поиске постановщиком соответствующей убедительной формы произведения. Поиск формы произведения заключается не в том, чем оно будет в смысле классификации жанров и видов произведений (Например: жанр балет, вид классический танец и.т.д.). Это определить легко.

Здесь речь идет о совокупности всех средств выражения, присущих данному виду искусства, благодаря которым наиболее удачно может воплотиться данная тема, сюжет, выявлены образы, взаимоотношения людей и их конфликты. Использование старых приемов и придумывание своих необычных приемов и подходов в сочинении. Реализация замысла.

В процессе создания произведения все психологические моменты: воображение, мышление, различные эмоциональные состояния, волевые усилия постановщика - все детерминируется основной творческой задачей. Постановщик должен, быть эмоционально заинтересован в своей работе. Работа окончена, произведение создано, оно начинает жить самостоятельной жизнью.

Доработка произведения.

Творческие побуждения. Размышления и переживания. Перемены в жизни. Новый взгляд, отчужденный на свое произведение. Критический взгляд (удачи и промахи лучше начинает видеть). Нюансы можно уточнить. Наступает психологический момент, когда произведение становится для него прошлым. Готов к созданию нового и все повторяется.

Вывод: Каждый постановщик сам выбирает тот способ по которому ему удобней работать.

Сценическое оформление хореографического произведения

оформление хореографического произведения - это организация всех внешних средств сценической выразительности:

В оформление хореографического произведения входят декорации, сценический костюм, грим, бутафория и реквизит, световое и шумовое и музыкальное оформление.

Главной составной частью оформления хореографического произведения является сценический костюм. Костюм и танец находятся в постоянной зависимости друг от друга, костюм органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточной»

Как только исполнитель появляется на сцене, именно по костюму определяется национальность, эпоха, а иногда и жанр произведения. Перед сценическим костюмом поставлено несколько задач : соответствовать характеру танца и его стилю, помочь раскрыть задуманный образ, привлечь внимание к выступлению и сделать его более эффектным и запоминающимся, а так же скрыть недостатки фигуры и наиболее выгодно подать самого танцора.

От костюмов во многом зависит впечатление, производимое танцем, легкие, невесомые ткани создают ощущение невесомости, изящества. Костюмы из тяжелых тканей придают танцу строгость и напряжение. Большое значение имеет цвет костюма, он непременно должен быть связан с настроением танца, грустные, элегические танцы не терпят ярких цветов, а радостные, темпераментные без них немыслимы. При выборе цвета костюма важно не допускать частую ошибку - нельзя выбирать цвета, близкие к цвету «одежды сцены».

Большое значение при создании костюма имеют и аксессуары (платки, шали, ленты и тд.) они активно используются в танце, являясь его неотъемлемой частью, выразительным средством. Костюмы должны быть яркими, оригинальными и запоминающимися. Такой костюм помогает создать завершенный интересный образ. Яркая образность достигается не только композицией костюма, но и всем комплексом средств составления ансамбля: одеждой, обувью, головным убором, дополнениями, гримом, прической, аксессуарами.

В сценическом оформлении хореографического произведения участвуют также декорации. Декорация- это оформление сцены художником. Общий вид места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение.

Декорации должны передавать стиль эпохи, давать эмоциональный настрой, характеризовать жанр хореографического произведения.

В оформлении номеров, решенных в жанре народного танца, часто используются элементы народного быта, а многие из них имеют еще и функциональное значение, скамейки, табуретки, стулья, сундуки. В современном хореогр. Искусстве появляются новые подходы к оформлению сценической площадки, площадка может разделяться декорациями на несколько комнат, или же они ограничивают пространство исполнителей, создаются иллюзии с помощью зеркал, а так же «живые декорации» состоящие из исполнителей.

В некоторых случаях световое оформление способно заменить декорации, беря на себя смысловую нагрузку, оно способно выхватить отдельных персонажей, сделать смысловые акценты, разделить площадку. Свет помогает создать атмосферу и настроение номера.

Во многих номерах используется сценический реквизит - отдельные вещи или совокупность предметов. подлинных или бутафорских ( ненастоящих), являющихся материальным оформлением хореографического произведения. Реквизитом являются гармощки, зонтики, цветы, и многое другое, сегодня постановщики не боятся экспериментировать, и на сцене в качестве реквизита стали появляться пиджаки, вешалки, телефоны, кровати, фрукты.

Вывод: единого метода для рекомендации оформления номера нет, решающую роль здесь играют фантазия и вкус, а главными критериями оценки качества художественного оформления произведения являются: действенность, музыкальность и соответствие условиям танцевального искусства.