logo
общ

20.Использование балетмейстером сценического

пространства.

Сценическое танцевальное пространство или пространство балетного зала - одна из составляющих формы существования танца.

Танцевальная композиция воспринимается зрительно, поэтому все выразительные средства, имеющиеся в распоряжении балетмейстера, подчинены одной цели - Создать впечатляющее, потрясающее зрелище.

Балетмейстер должен владеть знаниями хотя бы минимальными из области психологии и зрительного восприятия. Готовой формулы успеха нет, поэтому мерилом остается реакция зрителя.

Существует деление танца на 5 частей: (муз. вступление) Экспозиция, Завязка, Ступени перед кульминацией. Кульминация, Развязка.

I ел и нет муз вступления это ?рителем воспринимается как стресс. В кульминации должно быть все соединено и связано (костюм, подбор исполнителей, реквизит, движения, рисунки, декорации). Финальная гонка неожиданная, контрастная, должен быть всплеск у зрителя. Финальная поза длится несколько секунд после окончания музыки.

Существует несколько направлении движения по сцене. Левая сторона более сильная, левый центр - центральный, важный, (читаем слева направо). 11равая диагональ объемная, зрительно может растянуть сценическое пространство. Когда I - ни человек на сцене—пространство расширяется. Когда много исполнит с. Iсп — пространство сжимает см. При больших рисунках и сложных - движение должно быть меньше, при маленьких - движение больше. Если рису нок круг в круге, то они должны двигаться в разном направлении. Гели наоборот, то возникает сценический флюс. Перемещение по вертикали чаще используется в кульминации, когда нужно подчеркнуть какмо либо мысль в номере. Движение по горизонтали приковывает внимание зрители, ежимая и расширяя пространство. Нужно резко менять направление или делан» па\ sy, чтобы взбудоражит!» зрителя н вызвать бурные аплодисменты. Если одни танцоры буд\ i двигаться быстро, другие медленно, то это будет восприниматься нормально. Симметричное положение простейший способ создать равновесие

Точка восприятия это правильно найденный центр рисунка. Цели: привлечь внимание.

Должно бы и» равновесие в танцевальной композиции.

Нужно помнит ь, что у зрит еля работает и зрительное и слуховое восприятие, то что мы видим должно совпала i ь с гем, что мы слышим. Гак же равновесие должно быть и между мчлыка. и.иым мат ериалом п лексикой в номере.

Точка активного действия возникает при переходе между рис\ нками. Эта точку можно сделать и активной и пассивной.

Каждый исполнитель обладает точкой опоры или центром тяжести, который

моментально фиксирует наш глаз, вот мой особенностью восприятия пользуются балет мейетеры.

Существует3 плана и аван - сиена. Аван сцена это край 1 плана. 11а аван сцену нельзя выносить трюковые элементы, нельзя часто использовать это утомляет зрителя. 1 план - на нем чаще располагают солис тов, чтобы видны были эмоции, но так же. чтобы не \ томлять зрителя солиста нужно передвигать и на 2 план. 2 план - Дает возможность воспринимат ь фтп ур\ целиком. Хорошо смотрятся выходы сольный пар. Называют общим планом. 3 план - Хорош для больших композиций, для массовок. 'Здесь очень важна компоновка цве товой гаммы костюм, реквизит. Выход солистов бывает эффективным.

Если на 2 плане исполнитель прыгает, нужно остальным присесть. Высшим искусством является то. которое создает зрительное впечатление, доводя его по возможности до полной иллюзии (например в ансамбле «Березка» их знаменитый шаг. как будто плывут) Когда на сцене один исполнитель, то композиция воспринимается дольше, чем когда на сцене множество исполнителей. В танцевальной композиции прошлое и будущее слито в настоящее. Хореографический номер воспринимается сиюминутно. На восприятие влияют - глубина, удаленность, расстояние ог зрителя.

Существуют различные ракурсы, такие как АНФАС если танцор идет на зрителя, то зри тельный зал настораживается. Фигура артиста зрительно увеличивается. Ракурс 3 4 самый выигрышный и громкоговорящий, достаточно открыт и более чи таемый зрителем.

Ракурс ПРОФИЛЬ Если долго танцует в профиль это дает эффект затянутости. Ракурс ПОЛУСПИНА применяют когда надо сосредоточить внимание зрителя на главном объекте.

Раклрс ('ПИПА используется реже.

Если зритель сидит по центру 1 ряда, то исполнители видны снизу, остальные могут быть

вообще не видны. Если сбоку, то видим всю композицию в целом.

Нужно чтобы композиция была объединена в общую структуру замысла.

Вывод: Сценическое прост ранство - одно из составляющих существования танца. Ьа.тетмепстер должен правильно использовать сценическое пространство, чтобы получи.юсь зрелище.