8. Богатство и разнообразие русских плясок.
Танец- это искусство, а всякое искусство должно отображать мысли в образно художественной форме.
Народный танец – это яркое красочное творение народа отражающее его образ жизни и чувства. Фольклорный танец отображает историю развития нашего государства. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве.
Пляска - наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. В отличие от хоровода пляска могла исполняться под инструментальную музыку без голосового сопровождения. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом.
Одиночная (сольная) пляска
В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения и переживания. Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом. Иногда —чаще это делают плясуны-мужчины — в пляске изображается ленивый или подвыпивший человек. Так, в старинной, очень популярной одиночной пляске «Спиря» плясун часто подражал пьяному человеку.
Женская одиночная пляска
Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин,— это всего лишь заявка на танец, на создаваемый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «вы- ступкой» Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. Часто пляска сопровождается излюбленными движениями русской женской пляски — дробями. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно к финалу исполнительница приберегает какое-нибудь наиболее эффектное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку.
Мужская одиночная пляска
Чаще всего она начинается с исполнения какого- то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив заковыристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоченившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дескать, я каков, смотрите! Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, постепенно все увеличивается. Вначале и элементы пляски сравнительно просты, затем их сложность непрерывно растет. Здесь и стремительность и виртуозность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца как в калейдоскопе сменяют друг друга. В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску.
Парная пляска
Это исконно русская, очень красивая пляска, при исполнении которой возраст уже имеет большое значение. Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Парная пляска не имеет строго установленного рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру.
Перепляс
Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Плясуны состязались в основном по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Некоторые плясуны-мастера знали по пятьдесят и более колен. Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их.С изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины. Теперь перепляс могут исполнять мужчина и женщина или две женщины.
Массовый пляс
Этот танец позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Но все танцоры очень эмоциональны ведь «душа танца просит». Массовый пляс непосредственное творчество русского человека, его самовыражение и самоотдача. Массовый пляс это древнейший вид русской пляски.
Групповая пляска
В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации. Они бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. Некоторые произошли из наблюдения за природой, животными.… А некоторые имеют трудовое значение. Или в основе лежит определенный рисунок. У каждой групповой пляски есть точное место рождения и бытования.
Вывод: Разнообразие русских плясок позволяет полностью выразить себя любому человеку с любой физической подготовкой. Каждый найдет свой танец.
- 1 Группа приемов
- 2 Группа приемов
- 1) Балетмейстер- сочинитель
- 5 Этапов над развитием хореографического произведения(по Смирнову)
- Балетмейстер- реставратор.
- Работа балетмейстера над сюжетным танцем.
- Музыка в хореографическом произведении.
- 8. Богатство и разнообразие русских плясок.
- Разнообразие и богатство русских хороводов
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
- Этапы работы над хореографическим номером.
- Законы построения хореографического номера.
- 18. Приемы организации хореографического действия.
- Роль и. Моисеева в становлении профессионального хореографического искусства в России.
- 20.Использование балетмейстером сценического