Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
Образ - это конкретный характер человека, его отношений,к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в его поведении, действиях средством хореографического искусства.
Хореографическое искусство в силу своих изобразительно-выразительных возможностей, более чем другой вид искусства далёк от реальной действительности. Балетмейстер сочинитель не может творить вне связи с действительностью, язык танца-прежде язык человеческих чувств. Развитие хореографического образа находится в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Создать хореографический образ, значит воплотить определённую идею. В образном танце техника одухотворяется. Образ слышимый должен соответствовать образ видимому. Через пластику зритель воспринимает замысел балетмейстера.
Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучением материалов. Для раскрытия хореографического образа балетмейстер должен в совершенстве владеть технологией, уметь пользоваться общими хореографическими приёмами и своими частными. Художественные приёмы помогают раскрыть выразительную природу танцевального образа.
Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла номера. Образ в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками. Всё должно быть в гармонии взаимодействия и не одна сторона не должна доминировать за счёт другой. Г1ример:(балет «Каменный цветок»)-балетмейстеру Ю.Григоровичу, помогла музыка Прокофьева, живописные костюмы, декорации Вирсаладзе. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении веков шлифовала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникает система собственных хореографических движений.
Образ складывается из системы лейтмотив, который должен постоянно разрабатываться.
Сценический образ-это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. Пример: (К. Голейзовский ,ф. Лопухов-стали обогащать танцевальный язык и вводить элементы из худ. гимнастики, бытовой пластики. Лопухов в 1927 г. Балет «Ледяная дева» героиня делала шпагат, раньше в балете его не было).
Танцевальный образ рождается на основе использования всех разнородных компонентов пластического языка. Изобразительное начало в хореографии-это элемент пантомимы. Она служит непосредственным эмоциональным откликом на взаимодействие человека и окружающего мира.
Танцу больше присуща выразительная способность передавать тончайшее состояние человеческого духа.
Готовых рецептов в дозировке изобразительности и выразительности не существует. Мерилом будет только способность к сочинению творческой гармонии, талант, вкус хореографа.
Балетмейстер не должен стоять на одном месте, он должен постоянно обогащаться и развиваться.
Комплекс выразительных средств и приёмов для создания образа.
Приём комбинирования-сочетанме различных элементов на механическое их соединение, а сложное взаимодействие( хореографический материал, музыка, реквизит,свет,декорации и т.д.)
Л/щентщювка-преувеличение или преуменьшение . показать суть человека, на передний план выносятся особые характерные качества, явления.
Пример:(образ Спартака из балета «Спартак»),
Типизация- наиболее яркие черты, собирательный образ. Пример:(этюдная работа-бюрократ, подхалим).
Агглютинация-приём анализа и синтеза. Соединение в одном образе 2-ух. Пример(девушка-русапка, девушка-лебедь).
Этапы работы над хореографическим образом.
Выбор выразительных средств-поиск внешней формы, характеры, темперамент и т.д. в общем каждый исполнитель должен выполнять свою сценическую задачу.
Способы комбинирования-хореографический образ рождается как сплав выразительных элементов, приёмов и средств (желательно использовать приёмы контрастности).
Поиск композиционного решения- (основа хореографического образа- это текст сочинённый балетмейстером).
Поиск единого стиля
Использования различных художественных и хореографических приёмов.
Вывод: танец-это образ в движении и музыки, в танце мы видим не только рисунок и движение, но и чувства, которые испытывае
- 1 Группа приемов
- 2 Группа приемов
- 1) Балетмейстер- сочинитель
- 5 Этапов над развитием хореографического произведения(по Смирнову)
- Балетмейстер- реставратор.
- Работа балетмейстера над сюжетным танцем.
- Музыка в хореографическом произведении.
- 8. Богатство и разнообразие русских плясок.
- Разнообразие и богатство русских хороводов
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
- Этапы работы над хореографическим номером.
- Законы построения хореографического номера.
- 18. Приемы организации хореографического действия.
- Роль и. Моисеева в становлении профессионального хореографического искусства в России.
- 20.Использование балетмейстером сценического