logo search
этика шпора1

21.Долг моральная ответственность.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Долг – субъективная необходимость.

Ответственность – инобытие долга. Это долг понимаемый, принимаемый и выполняемый.

Ответственность – связующее звено между долгом и свободой.

Свобода – познанная и реализуемая необходимость.

Долг - нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Сами действия, поскольку они мотивируются долгом, именуются в обязанности по моральному основанию. «В долговом праве таится рассадник мира моральных понятий вина, совесть, долг, священность долга» (Ницше). Долговые обязательства стали прообразом безусловных морально-нравственных обязательств. Начало теоретического осмысления долга (стоическая школа – Зенон), выводит: надлежащие природосообразные поступки есть предметная область нравственного должного, его материя. Само же нравственно должное выступает как принцип природная форма. Такая конструкция позволяет рационально-прагматическую обусловленность поступков дополнить разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве д., обязанностей. Цицерон два способа поведения были мотивированы, как две разные ступени нравственного поведения (долг и обязанность). В новое время понятие д. осмысливается в рамках концепции естественного права. Юм. Пишет, что у нас нет иных мотивом исполнять обещания, кроме как из чувства д. Кант: д. есть принуждение к поступку нравственным законом. Долг дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Д. не отменяет максимы себялюбия, он их взвешивает с точки зрения соответствия критерию общезначимости в случае положительного итога выступает их нравственной санкцией. Нравственным по Канту можно признавать такой поступок, который не просто сообразен д. но совершается ради него: долг есть необходимость поступка из уважения к закону. Ответственность – соц. и моральное отношение к личности к др. людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно, намеренно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Совершать правильный моральный выбор. Во всех этически-правовых учениях проблема О. рассматривается в связи с фил. проблемой свободы и необходимости.