23. Совесть и стыд.
Система аксиологических категорий создана Аристотелем.
Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.
Совесть – высшее морально-нравственное чувство.
Совесть – способность человека встать на иную общественно-значимую т.з. в оценке своих помыслов.
Стыд – психическая предпосылка чувства, самоосуждающая реакция человека на свои или чужие оплошности и несовершенства.
Эмоция физиологична. Стыд – первая человеческая эмоция, у животных ее нет. Со способности стыдиться начинается человек.
Способность чел. духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми или требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека, с.-нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо и несправедливо. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии хаддеггера совесть – призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности к свободе на основе ничто.
Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт) Для зрелого чел. существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд). Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него. С –общественно воспитуемая способность чел. С может проявлятьсься как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.