19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
Индустриальное общество: 1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов. 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев. 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное. 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны. 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество. 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. 8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям. Информационное общество: 1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; 2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 4. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Мораль в этих обществах. Признание равенства всех людей, но лишь в качестве "равенства возможностей" для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. Мораль в целом сводится к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Типичны непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практического благоразумия, жизненного успеха и соображениям честности, гуманности и справедливости.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.