logo
этика шпора1

17. Общественное мнение и мораль.

Общ. М. как оценочное состояние массового сознания. Ценный источник информации, способ воздействия или регулятивная функция; консультативная функция. функция приказа, давления – директивная функция. Никогда не бывает абсолютным совпадением. (Анкета, интервью, неофициальность, спонтанность, самопроизвольность) Мнение – недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания – истины. Знакомит лишь с видимостью вещей в отличие от знания.. В обыденном аспекте мнение – точка зрения по тому или иному вопросу отдельного человека. Общественное мн. – выражает реальное отношение к происходящему, явлениям, процессам действительности. О.М. может быть высказано под воздействием (полит парт, митингов) так и стихийно под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств Основа: распространенность, интенсивность, взаимопроникновение, концентрированное выражение коллективного разума. Может проявляться на трех уровнях: духовное отношение (через оценочное суждение); духовно-практическое отношение (через эмоц. волевые побуждения, намерения) и как практическое (через массовые действия, поступки). О. М. ялвяется одной из движущих сил общественного развития, эффективное средство соц. контроля, регулирования поведения и практической деятельности широких масс. Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.

Мораль система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к реальной действительности.