logo
этика шпора1

18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется. Для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии, которое занимает человек. Разрушение родового строя, вызванное появлением частной собственности и имущественного неравенства, сопровождалось глубокими изменениями нравственного сознания. Физический труд рассматривался как удел слабых, как проклятие, ниспосланное судьбой. Высшими добродетелями признаются мужество, храбрость, стойкость, верность государству, воинская доблесть. При этом указанные нравственные качества вполне уживаются с презрением к мирному труду, жестокостью в войнах, с ненасытным честолюбием и властолюбием. Постепенно складываются новые представления о ценности и достоинстве личности, моральной ценности каждого человека, общечеловеческом равенстве. Со всей остротой поднимаются проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы, добродетели и порока. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются нравственное совершенство и уравновешенность духа, наградой за добродетель — сама добродетель. Нравственность состоит из ряда замкнутых кодексов, очерчивающих обязанности человека по отношению к «покровителю» или социальной группе, которая его защищает.