logo
этика шпора1

26. Мораль и экономика.

В основе взаимодействия морали и экономики лежит противоречие общественного и индивидуального блага.

Индивидуальное: + активизация всевозможных само; - чрезмерность ведет к разрыву социальных связей.

Коллективное: + усиление чувства мы; - опасность нивелирования личности.

Этика деловых отношений. Принцип социального партнерства.

Семен Франк, «Духовные основы ощества», принцип трех с: свобода, солидарность, служение.

Артур Рих «Этика распределения»: моральный смысл богатства и бедности.

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776); «Трактат о моральных чувствах»(1759). Экономические чувства = моральные чувства.

Во время господства пролетарской этики богатство порицалось, так как считалось результатом эксплуатации большинства меньшинством.

Богатство – основа благосостояния человека и общества. Богатство может быть рассмотрено как моральная ценность. В этом случае, богатство – условие свободы выбора. Бедность – не порок, а его следствие. Следствие лени и т.д.

Сборник «Русские философы о собственности». Оптимальной является проблема, которая выражается термином «достаток» (разумные потребности).

Этика потребления рассматривает благо и зло потребления. Культ удовольствия против здорового аскетизма, разумных потребностей.

Хоман. Экономическую этику нельзя превращать в повод для экономического морализирования.

Экономическая этика (этика предпринимательства) занимается вопросом, какие моральные нормы, идеалы могут иметь значение в современной экономике. Шансы морали в современной экономике часто воспринимаются как сомнительные, так как мораль противостоять рентабельности не имеет возможности. Экономика частной собственности наименее способствует солидарности, которую пропагандирует мораль.

Не нужно преувеличивать роль морали в экономике. Недопустимо морализирование в экономике. Необходимо найти такие нормы и идеалы, которые работали бы в экономике и способствовали её развитию, а не тормозили его. Мораль не может стать действенной вопреки экономике. Мораль должна соответствовать потребностям экономики, но и сама влиять на экономические отношения, совершенствуя их.

Всякая система заинтересована в управлении, порядке, солидарности отношений. Этика рыночной экономики – этика рамочного порядка. Капиталистическая мораль утилитарна. Норм – цели. Нормы – рамки, которые должны ограничить конкуренцию.

В России на становление этики предпринимательства повлияло православие.

  1. Уважай власть. Власть – необходимое условие ведения дела.

  2. Будь честен и правдив.

  3. Российский предприниматель – носитель добродетели, правдивости, честности.

  4. Уважай право частной собственности.

  5. Люби и уважай человека.

  6. Будь верен своему слову.

  7. Живи по средствам.

  8. Будь целеустремлен.

  9. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Этика деловых отношений.