logo
этика шпора1

3. Этика Средневековья и Возрождения.

Античность: натурализм; антропоцентризм; политеизм антропоморфных Богов.

Средневековье:

1) Религиозный идеализм.

- объективный идеализм (Платон, Гегель): источник всего – мир идей и абсолютный дух.

- субъективный идеализм (Кант, Нихте): окружающий мир – результат наших субъективных образов, которые рождаются в нашей голове.

- религиозный идеализм: все сотворено Богом, а Бог нематериален.

2) Теоцентризм (Бог- центр мировоздания)

3) Богоподобие (монотеизм теоморфных Богов)

4) Теодицея (греч. Dicc – справедливость, оправдание) – восстановление справедливости через оправдание Бога. Бог – абсолютный источник абсолютного добра. Всеблагостен и всемогущ. Бог предупредил человека, а он доверия не оправдал.

В средневековье существовало три этапа:

I. Период Патристики (святых отцов церкви). Этика существует в виде религиозных догматов. Августин Аврелий (Блаженный) «Исповедь.

II. Период Схаластики - искусства доказательств, прежде всего – доказательств бытия Бога. Фома Аквинский «Сумма теологий» (учений о Боге). Томисты. Последователи – неотомисты.

Достоинства его этики:

- продолжает традиции Аристотеля. Этика – наука о добродетелях + богословские добродетели (вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу).

- сторонник единения веры и знаний, религии и науки.

III. Позднее Средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения». Напоминает, что человек создан по образу и подобию Бога. Дух Возрождения.

Возрождение – Западно-Европейское явление. Возрождение ценностей античной культуры. Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну реку. И река другая, и входящий другой».

1) Натурализм. Антропный характер. Отличие в том что земная жизнь имеет ценность самостоятельную и не является приготовлением к загробной жизни

2) Антропоцентризм. Боле пафосный, возвышенный, романтичный. Бахтин: «Человек есть ценностный центр всего».

3) Монтеизм теоморфного человека. Человек создан подобным богу

4) Антроподицея. Оправдание человека.

5) Гуманизм. Зарождается как атеизм. Атеизм – без Бога, но не против Бога. Это самое толерантное мировоззрение. Против Бога и веры – антитеизм.

6) Романтизм – универсальное мироощущение, миропереживание, мироотношение. Стремление к идеалу, гармонии сберегает духовность за пределами религиозного мира. Джордано Бруно «О героическом энтузиазме». Пишет о наличии героического энтузиазма в любви. Описывает разные виды любви.