22.Честь и достоинство.
Система аксиологических категорий создана Аристотелем.
Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.
Честь – внешнее достоинство человека. Достоинство – внутренняя честь. (Шопенгауэр).
Честь (от часть) – напоминание, что мы часть друг друга, родителей, этноса, рода и т.д.
Честь – общественное лицо человека. Общественная оценка ценности человека.
Достоинство – осознание и переживание человеком ценности своего я.
Может быть нормальным; выше нормы (порок избытка); ниже нормы (порок недостатка).
Оптима – в основе культура глубинного общения. Принципы культуры:
- опережающий признания достоинства другого.
- доминантность достоинства другого.
Честь - понятие морального сознания и категория этики. Подобно достоинству понятие чести раскрывает отношение чел. к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности понятии ч. Связывается с конкретным общественным положением чел., родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие ч. Наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. соответственно честь требует от чел. поддерживать ту репутацию которой обладает он сам или коллектив. Историческое понятие ч. Возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной чести. В феодальной морали к сословной чести в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми низших сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом. Ч. Может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости. Ч. Важный стимул общественного поведения, предполагает ту меру уважения, которую он заслужил. Достоинство
категория этики отражающая моральное отношение к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного д. формой самоконтроля личности, на которой основываются требовательность индивида к себе. В этом случае требования, идущие от об-ва принимаю форму ( поступать так, чтобы не уронить д). Т. о. достоинство один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-ом. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва и реальной обеспеченностью прав человека.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.