logo
этика шпора1

22.Честь и достоинство.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Честь – внешнее достоинство человека. Достоинство – внутренняя честь. (Шопенгауэр).

Честь (от часть) – напоминание, что мы часть друг друга, родителей, этноса, рода и т.д.

Честь – общественное лицо человека. Общественная оценка ценности человека.

Достоинство – осознание и переживание человеком ценности своего я.

Может быть нормальным; выше нормы (порок избытка); ниже нормы (порок недостатка).

Оптима – в основе культура глубинного общения. Принципы культуры:

- опережающий признания достоинства другого.

- доминантность достоинства другого.

Честь - понятие морального сознания и категория этики. Подобно достоинству понятие чести раскрывает отношение чел. к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности понятии ч. Связывается с конкретным общественным положением чел., родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие ч. Наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. соответственно честь требует от чел. поддерживать ту репутацию которой обладает он сам или коллектив. Историческое понятие ч. Возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной чести. В феодальной морали к сословной чести в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми низших сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом. Ч. Может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости. Ч. Важный стимул общественного поведения, предполагает ту меру уважения, которую он заслужил. Достоинство

категория этики отражающая моральное отношение к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного д. формой самоконтроля личности, на которой основываются требовательность индивида к себе. В этом случае требования, идущие от об-ва принимаю форму ( поступать так, чтобы не уронить д). Т. о. достоинство один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-ом. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва и реальной обеспеченностью прав человека.