27. Мораль и политика.
Политика – искусство управления государством и обществом.
Сутер «Политическая этика». Этика – теоретическое осмысление этоса как способа обустройства жизни.
Политика – способ обустройства государственной жизни.
Цель политической регуляции – власть и властвование. Сама власть – цель видимая, цель для достижения других целей. На самом деле, цель политики – удовлетворение интересов индивидов.
Политика и мораль отличаются по способам регуляции. Политическая регуляция более эффективна. Этика, политика, мораль взаимодополняют друг друга.
Главный вопрос политической этики, – какой должна быть политика, чтобы соответствовать природе человека и общества. Политическая этика задает гуманистические критерии для политики.
Из политики невозможно изъять моральное измерение, так как сущности морального и социального идентичны. Мораль – способ сохранения общности путем упорядочивания отношений внутри общества. Политическая регуляция также заинтересована в сохранении общности.
Гуссейнов: предостережение против сверхморализирования в политике и политизации морали. Золотая середина между политикой и моралью. Политика – беспринципная сила, мораль – бессильный принцип. Возможно ли соединение достоинств и морали?
Традиционная этика. В этике Платона были политические добродетели: разумность, справедливость, мужество, умеренность.
В современности: разумность = прагматизм; умеренность = знание приоритетов, компромисс.
Вторичные качества: любовь к порядку, следование долгу, старательность.
Современные авторы: Интегральная добродетель – совесть. Этика индивидуальных добродетелей должна быть переведена в этику социальных институтов, которые ограничивают свободу личности ради обеспечения её гарантий и согласования свобод.
Этика социальных институтов (политическая этика) – этика целей, ценностей, социальных приоритетов, нормативная этика. Объекты её изучения: мир, свобода, справедливость.
Виды справедливости: коммуникативная (договор, обмен); дистрибутивная (распределение); легализская (индивид – общество: границы лояльности и гражданского неповиновения.)
В политической этике Франка выделяется три исторических типа политической этики:
Антропологическая. Политика и этика с позиций естественного права. Основатель – Аристотель. «Политика».
Потестарная. Этика захвата и удержания власти. Основатель – Макиавелли.
Эсхатологическая. Августин, Маркс.
Сегодня борьба за идеологические принципы заменяется рациональным менеджментом и толерантностью в политической этике. В политике и экономике имеет место быть конкуренция. Порядок и стабильность требуют этических основ.
Дух капитализма: мораль и этика полезны для сохранения порядка и стабильности.
В настоящее время считается, что доминирует политическая этика. Это не совсем так. Индивидуальная этика также важна, так как она учитывает мотивацию человека.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.