logo
этика шпора1

27. Мораль и политика.

Политика – искусство управления государством и обществом.

Сутер «Политическая этика». Этика – теоретическое осмысление этоса как способа обустройства жизни.

Политика – способ обустройства государственной жизни.

Цель политической регуляции – власть и властвование. Сама власть – цель видимая, цель для достижения других целей. На самом деле, цель политики – удовлетворение интересов индивидов.

Политика и мораль отличаются по способам регуляции. Политическая регуляция более эффективна. Этика, политика, мораль взаимодополняют друг друга.

Главный вопрос политической этики, – какой должна быть политика, чтобы соответствовать природе человека и общества. Политическая этика задает гуманистические критерии для политики.

Из политики невозможно изъять моральное измерение, так как сущности морального и социального идентичны. Мораль – способ сохранения общности путем упорядочивания отношений внутри общества. Политическая регуляция также заинтересована в сохранении общности.

Гуссейнов: предостережение против сверхморализирования в политике и политизации морали. Золотая середина между политикой и моралью. Политика – беспринципная сила, мораль – бессильный принцип. Возможно ли соединение достоинств и морали?

Традиционная этика. В этике Платона были политические добродетели: разумность, справедливость, мужество, умеренность.

В современности: разумность = прагматизм; умеренность = знание приоритетов, компромисс.

Вторичные качества: любовь к порядку, следование долгу, старательность.

Современные авторы: Интегральная добродетель – совесть. Этика индивидуальных добродетелей должна быть переведена в этику социальных институтов, которые ограничивают свободу личности ради обеспечения её гарантий и согласования свобод.

Этика социальных институтов (политическая этика) – этика целей, ценностей, социальных приоритетов, нормативная этика. Объекты её изучения: мир, свобода, справедливость.

Виды справедливости: коммуникативная (договор, обмен); дистрибутивная (распределение); легализская (индивид – общество: границы лояльности и гражданского неповиновения.)

В политической этике Франка выделяется три исторических типа политической этики:

  1. Антропологическая. Политика и этика с позиций естественного права. Основатель – Аристотель. «Политика».

  2. Потестарная. Этика захвата и удержания власти. Основатель – Макиавелли.

  3. Эсхатологическая. Августин, Маркс.

Сегодня борьба за идеологические принципы заменяется рациональным менеджментом и толерантностью в политической этике. В политике и экономике имеет место быть конкуренция. Порядок и стабильность требуют этических основ.

Дух капитализма: мораль и этика полезны для сохранения порядка и стабильности.

В настоящее время считается, что доминирует политическая этика. Это не совсем так. Индивидуальная этика также важна, так как она учитывает мотивацию человека.