logo search
Programme

Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)

Второй этап развития «позитивного» мышления: преобладание социологических взглядов и материалистическая трактовка общественно-исторического процесса; влияние трудов Г. Спенсера (1820-1903). — И.Е. Репин (1844-1930), его творческая эволюция. «Бурлаки на Волге» (1871-73), «Крестный ход в Курской губернии» (1881-83) — галереи социальных типов; отклик на современные политические конфликты: «Арест пропагандиста» (1880-89), «Не ждали» (1883-89). Портретное творчество: «Портрет В.В. Стасова» (1883), «Портрет М.П. Мусоргского» (1883), «Портрет Л.Н. Толстого (в кресле)» (1887). Исторические полотна: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-92): позднеромантические мотивы и социология истории. «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-03), этюды: «маэстрия» живописной манеры. Репин и импрессионизм. —В.Д. Поленов (1844-1927); образы русской природы в ранних работах: «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878). «Христос и грешница» (1888): историзм образов; палестинские этюды и другие работы цикла «Жизнь Христа». —В.И. Суриков (1848-1916): национальная история как «народное дело». «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» (1883) — «хоровое начало» и психологизм. «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) — проблема русской национальной идентичности. — Галерея национальных героев в скульптуреМ.М. Антокольского (1843-1902): «Иван Грозный» (1871), «ПетрI» (1872), «Ермак» (1891) —В.В. Верещагин (1842-1904); «ориенталистские» картины «Двери Тамерлана» (1872-73), «Представляют трофеи» (1871-72), «Торжествуют» (1872) — цивилизаторская роль России. «Балканский цикл»: «Перед атакой» (1881), «Скобелев под Шипкой» (1890) — переход исторического жанра в «политический». —К.Е. Маковский (1839-1915):эволюция от «бидермейеровского» бытового жанра («Дети, бегущие от грозы» 1872) к «национальной экзотике»: «Боярский свадебный пир вXVIIвеке» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895). — Поздний «космополитический» академизм:Г.И. Семирадский (1843-1902): «Фрина на празднике Посейдона» (1889);В.С. Смирнов (1858-1890): «Смерть Нерона» (1888). — Место русского искусства в ряду национальных «возрождений» и «романтизмов» в европейских странах второй половиныXIXвека.

Литература

Грабарь И.Э. Репин. Монография в 2-х тт. — М.: Искусство, 1963-1964;

Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. — М.: Искусство, 1963;

Лебедев А.К., Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. — Л: Художник РСФСР, 1987;

Лясковская О. Илья Ефимович Репин. — М.: Искусство, 1962;

Маковский С. Портреты современников. Художественная критика. — М.: Аграф, 2000;

Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Изд. 6-е. — Л.: Художник РСФСР, 1980;

Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. — СПб.: Художник России, 2003;

Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х гг. — М.: изд. Гос. Третьяковской галереи, 2004;

Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников [Письма, дневники, воспоминания]. Сост. Е.В. Сахарова. — М.: Искусство, 1964;

Репин И.Е. Далекое близкое. Изд. 9-е — Л.: Художник РСФСР, 1986;

Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. Исторические очерки. — М.: Искусство, 1989;

Стасов В.В. Избранные сочинения, в 3-х тт. — М.: Искусство, 1952.