logo
Programme

Тематический план

Раздел 1. Средневековое русское искусство

Тема1. Искусство Руси «домонгольского» периода X-XIIIвв.

Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства XIV-XVIвв.

Тема 3. Искусство Московского царства XVI-XVIIвв.

Раздел 2. Русское искусство эпохи Просвещения

Тема 4. Русское искусство первой половины XVIIIвека

Тема 5. Русское искусство второй половины XVIIIвека

Тема 6. Академия художеств XVIII– началаXIXвеков и нормативная эстетика

Раздел 3. Русское искусство периода романтизма и натурализма

Тема 7. Русское романтическое искусство (первая половина XIXвека)

Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)

Тема 9. Русское искусство «натуральной школы» (1850-1870-е гг.)

Тема 10. Русская «национальная школа» в искусстве (1870-1890-е гг.)

Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIXвеков как стилеобразующий жанр

Тема 12. «Русский модерн»: стилистические поиски мастеров 1880-1900-х гг.

Раздел 4. Русское искусство периода модернизма и постмодернизма

Тема 13. «Серебряный век» русского искусства (1890-1910-е гг.)

Тема 14. Искусство русского авангарда (1910-1930-е гг.)

Тема 15. Русское советское искусство «сталинской эпохи» (1930-1950-е гг.)

Тема 16. Позднее советское искусство (1960-1980-е гг.)

Тема 17. Постсоветское русское искусство (1980-2000-е гг.)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1: СРЕДНЕВЕКОВОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

Тема1. Искусство средневековой Руси «домонгольского» периода Х-XIII вв.

Крещение Руси в 988 году — эстетическая сторона важна при выборе веры. Система декорации византийского и русского храма. Иконография: утверждение канона в борьбе с ересями. — Выдвижение Киева; строительство собора св. Софии, византийские мозаики 1043-46 гг. Иконы: «Божья Матерь Владимирская» (Византия,XIIвек); “Ангел Златые Власы” (Византия,XIIвек); “Устюжское Благовещение”; “Богоматерь Великая Панагия”; “Св. Борис и Глеб” (первые русские национальные святые). Эпоха феодальных войн и монголо-татарских набегов; отношения Руси и Золотой Орды. — Искусство Новгорода и Пскова; принадлежность обоих городов к Ганзейскому союзу и вероятность западных художественных влияний. Важнейшие иконописные памятники: “Св. Николай” (из Духова монастыря; Новгород,XIIIвек); “Св. Иоанн, Георгий и Власий” (Новгород,XIIIвек); “Чудо св. Георгия о змие” (варианты); “Св. Георгий в житии” (Новгород,XIVвек); “Сошествие во ад” (Псков,XIVвек). Русское средневековое искусство на фоне Византии и западноевропейской готики.

Литература:

Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Coda, 1997;

Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. Пер. с нем. — М.: Прогресс-Традиция, 2002;

Дворжак М. Живопись катакомб: начала христианского искусства; в его кн.: История искусства как история духа. Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 2001;

Лазарев В.Н. Византийская живопись. — М.: Наука, 1971;

Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986;

Лифшиц Л. Русское искусство X-XVII веков. — М.: Трилистник, 2000.