Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
С.-Петербургская Академия художеств — учебное заведение и оплот «нормативной эстетики». Искусство как исключительное творение красоты: «Художник, желающий сделать произведение свое изящным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество» (из «Рассуждения» П.П. Чекалевского, 1792). Ориентация студентов на идеализацию натуры: «анатомирующий» взгляд (экорше), использование мотивов и поз античной скульптуры, копирование картин мастеров Возрождения и классицизмаXVIIстолетия. Важность «нравственной сверхзадачи»; иерархия жанров; значение историко-мифологической живописи. —А.П. Лосенко (1737-1773),основоположник исторического жанра в русской живописи. Обучение Лосенко в России, Франции и Италии; важнейшие произведения: «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) — первое произведение на сюжет из национальной истории. Другие работы: «Гектор и Андромаха» (1773); портреты Лосенко.
Другие академические исторические живописцы и их произведения: П.И. Соколов (1753-1791) «Меркурий и Аргус» (1776), «Венера и Адонис» (1782); —Г.И Угрюмов (1764-1823) «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (1797-99); —А.И. Иванов (1776-1848)«Подвиг юноши-киевлянина» (ок. 1810), «Поединок князя Мстислава Удалого с Редедей» (1812); —А.Е. Егоров (1776-1851)«Истязание Спасителя» (1814): использование античных «визуальных кодов» для идеализации/ героизации персонажей. Значение творчества указанных авторов; общее заключение об «академическом подходе» к репрезентации и художественному наследию.
Академическая скульптура (краткая характеристика). М.И. Козловский (1753-1802) «Памятник А.В. Суворову» (1799-1801): полководец изображен в виде бога войны Марса; —И.П. Мартос (1754-1835) «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве (1804-1818): античная стилизация/ героизация; —В.И. Демут-Малиновский (1784-1833)«Русский Сцевола» (1813): национальный герой подан как римский персонаж. Античные героиБ.И. Орловского (1797-1837): «Парис» (1824), «Фавн, играющий на сиринге» (1825-1838).
Литература
Даниэль С. Европейский классицизм. — СПб.: Азбука-классика, 2003;
Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Искусство, 1963;
Карев А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003;
Коваленская Н.Н. Русский классицизм: живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1964;
Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — М.: Искусство, 1956;
Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1963.
- История русского изобразительного искусства X-XXI вв.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства: XIV-XVI вв.
- Тема 3. Искусство Московского царства: XVI-XVII вв.
- Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения
- Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)
- Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)
- Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
- Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма
- Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половина XIX века)
- Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
- Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
- Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)
- Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр
- Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.
- Раздел 4: русское искусство периода модернизма и постмодернизма
- Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм
- Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)
- Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)
- Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.
- Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
- Формы контроля знаний студентов