Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
Понятие «искусства бидермейера»: это — «частный случай» романтизма, противостоящий антикизированному академизму, акцентирующий частную жизнь индивида, но с упором на ценности упорядоченного быта, уют семейного очага. С романтизмом его связывает поиск «национальных корней»; отсутствуют: «катастрофизм», экзальтация, пафос. — П.А. Федотов (1815-1853); эволюция творчества от «бидермейеровских» акварелей до образов социальной сатиры: «Свежий кавалер» (1846), «Сватовство майора» (1848); романтический «ужас повседневного бытия» в поздних работах «Офицер и денщик» (1851), «Игроки» (1851-52).—А.Г. Венецианов (1780-1847). Сцены из крестьянской жизни как альтернатива академическому искусству и «национальный идеал»: «Гумно» (1822), «Спящий пастушок» (1823), «Захарка» (1825), «Жнецы» (кон. 1820-х гг.). Школа Венецианова: крепостной художник Г.В. Сорока (1823-1864), поэтическое чувство природы в его пейзажах («Озеро Молдино» 1840-е гг.). — «Венециановско-федотовское направление», «младшие» художники бидермейера: К.А. Зеленцов (1790-1845), А.В. Тыранов (1808-1859), Ф.М. Славянский (1819-1876), А.Г. Денисов (1811-1834) и др.
«Бидермейеровская» портретная живопись: В.А. Тропинин (1776-1857). Черты лиризма, интимности в «Портрете сына» (1818), бытовая приземленность в «Портрете А.С. Пушкина» (1827). Портреты-типы: «Кружевница» (1823), «Казначейша» (1841). Другие портретисты этого направления: С.К. Зарянко (1818-1870); Н.Л. Тютрюмов (1821-1877). — Аналогии «бидермейеровскому подходу» в живописи стран Европы.
Литература
Алексей Гаврилович Венецианов: статьи, письма; современники о художнике. Сост. Л.В. Корнилова. — Л.: Искусство, 1980;
Кирсанова Р. Павел Андреевич Федотов: комментарий к живописному тексту. — М.: Гос. институт искусствознания — НЛО, 2008;
Коваленская Н.Н. Русский жанр накануне передвижничества; в кн.: Из истории классического искусства. — М.: Советский художник, 1988;
Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. — Л.: Художник РСФСР, 1980;
Петинова Е.Ф. Василий Андреевич Тропинин. — Л.: Художник РСФСР, 1987;
Сарабьянов Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. — М.: Искусство, 1973;
Григорий Сорока 1823-1864: каталог выставки. Сост. К.В. Михайлова. — Л.: ГРМ, 1975.
- История русского изобразительного искусства X-XXI вв.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства: XIV-XVI вв.
- Тема 3. Искусство Московского царства: XVI-XVII вв.
- Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения
- Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)
- Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)
- Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
- Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма
- Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половина XIX века)
- Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
- Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
- Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)
- Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр
- Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.
- Раздел 4: русское искусство периода модернизма и постмодернизма
- Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм
- Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)
- Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)
- Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.
- Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
- Формы контроля знаний студентов