Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
Падение идеологических барьеров; отечественные художники отныне обязаны занять место в мировом художественном процессе. Только те из них выглядят достойно, кто смог переосмыслить и эстетически «снять» уникальный советский культурный опыт. — Перестройка в зеркале искусства. Развитие московского концептуализма: инсталляции И.И. Кабакова («Человек, улетевший в космос из своей квартиры» 1986). Соц-арт: В.А. Комар (р. 1943), Меламид А.Д. (1943) «Происхождение социалистического реализма» (1981-82); А.С. Косолапов (р. 1943) «Ленин — Coca-Cola» (1982); Гороховский Э.С. (р. 1929) «1488 портретов Ленина» (1988). Фигуры новейшего московского искусства: феминистский проект Т. Антошиной (р. 1956) «Музей женщины» (1997); В.Е. Дубосарский (р. 1964), А.А. Виноградов (р. 1963) «А. Шварценеггер в гостях у юных пионеров» (1998); группа «АЕС» «Последнее восстание» (2006). — Современное искусство Петербурга; наследие абстракции (В.С. Михайлов; р. 1945). Группа «Митьки»: В.А. Голубев (р. 1964), В.Н. Шинкарев (р. 1954), А.О. Флоренский (р. 1960) и О.А. Флоренская (р. 1960). Т.П. Новиков (1958-2002) и «Новая Академия»: О.Е. Маслов (р. 1965) и В.А. Кузнецов (р. 1960); О.Тобрелутс (Комарова; р. 1970): компьютерные иллюстрации к «Золотому ослу» Апулея (1995) и «Императору и Галилеянину» Г. Ибсена (2003). — Общий вывод: практически все авторы обыгрывают две темы: тотально знаковый характер реальности (превращение человека в амортизированный знак) и исчерпанность инновационного потенциала новейшего творчества (кризис самого «значения»: постмодернистская ситуация).
Литература
Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство 2-ой половины ХХ — начала XXI века. — СПб.: Азбука-Классика, 2007;
Бобринская Е.А. Концептуализм (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994;
Гройс Б. Комментарии к искусству. — М.: Художественный журнал, 2003;
Деготь Е. Террористический натурализм. — М.: Ad Marginem, 1998;
Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. Пер. с нем. — М.: Республика, 1997;
Новиков Т.П. Новый русский классицизм. — СПб.: ГРМ — Palace Editions, 1998;
Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Ad Marginem, 1997;
Самоидентификация: аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х - 1990-х годов. Каталог выставки: ГРМ — Ars Baltica. — СПб.: Сезар, 1996;
Тупицын В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами, 1980-1995. — М.: Ad Marginem, 1997;
Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. — М.: Ad Marginem, 1997;
Холмогорова О.В. Соц-арт (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994.
- История русского изобразительного искусства X-XXI вв.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства: XIV-XVI вв.
- Тема 3. Искусство Московского царства: XVI-XVII вв.
- Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения
- Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)
- Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)
- Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
- Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма
- Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половина XIX века)
- Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
- Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
- Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)
- Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр
- Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.
- Раздел 4: русское искусство периода модернизма и постмодернизма
- Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм
- Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)
- Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)
- Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.
- Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
- Формы контроля знаний студентов