logo
Programme

Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)

Падение идеологических барьеров; отечественные художники отныне обязаны занять место в мировом художественном процессе. Только те из них выглядят достойно, кто смог переосмыслить и эстетически «снять» уникальный советский культурный опыт. — Перестройка в зеркале искусства. Развитие московского концептуализма: инсталляции И.И. Кабакова («Человек, улетевший в космос из своей квартиры» 1986). Соц-арт: В.А. Комар (р. 1943), Меламид А.Д. (1943) «Происхождение социалистического реализма» (1981-82); А.С. Косолапов (р. 1943) «Ленин — Coca-Cola» (1982); Гороховский Э.С. (р. 1929) «1488 портретов Ленина» (1988). Фигуры новейшего московского искусства: феминистский проект Т. Антошиной (р. 1956) «Музей женщины» (1997); В.Е. Дубосарский (р. 1964), А.А. Виноградов (р. 1963) «А. Шварценеггер в гостях у юных пионеров» (1998); группа «АЕС» «Последнее восстание» (2006). — Современное искусство Петербурга; наследие абстракции (В.С. Михайлов; р. 1945). Группа «Митьки»: В.А. Голубев (р. 1964), В.Н. Шинкарев (р. 1954), А.О. Флоренский (р. 1960) и О.А. Флоренская (р. 1960). Т.П. Новиков (1958-2002) и «Новая Академия»: О.Е. Маслов (р. 1965) и В.А. Кузнецов (р. 1960); О.Тобрелутс (Комарова; р. 1970): компьютерные иллюстрации к «Золотому ослу» Апулея (1995) и «Императору и Галилеянину» Г. Ибсена (2003). — Общий вывод: практически все авторы обыгрывают две темы: тотально знаковый характер реальности (превращение человека в амортизированный знак) и исчерпанность инновационного потенциала новейшего творчества (кризис самого «значения»: постмодернистская ситуация).

Литература

Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство 2-ой половины ХХ — начала XXI века. — СПб.: Азбука-Классика, 2007;

Бобринская Е.А. Концептуализм (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994;

Гройс Б. Комментарии к искусству. — М.: Художественный журнал, 2003;

Деготь Е. Террористический натурализм. — М.: Ad Marginem, 1998;

Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. Пер. с нем. — М.: Республика, 1997;

Новиков Т.П. Новый русский классицизм. — СПб.: ГРМPalace Editions, 1998;

Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Ad Marginem, 1997;

Самоидентификация: аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х - 1990-х годов. Каталог выставки: ГРМ — Ars Baltica. — СПб.: Сезар, 1996;

Тупицын В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами, 1980-1995. — М.: Ad Marginem, 1997;

Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. — М.: Ad Marginem, 1997;

Холмогорова О.В. Соц-арт (Новое искусство. ХХ век). — М.: Галарт, 1994.