Пояснительная записка
Цель и задачи курса.Курс по истории русского изобразительного искусства является составной частью дисциплины «История культуры и искусства», читаемой на первом курсе консерватории для всех специальностей. Изучение данного курса — важная часть высшего музыкального образования, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем специальностям консерватории.
Изучение развития национального искусства есть необходимое условие постижения духовной культуры и общественно-исторической эволюции Отечества. Эта дисциплина дает студентам обильный материал для понимания развития музыки в широком творческом и социальном контексте. У студентов складывается представление о меняющемся характере, эстетических задачах и смысле искусства. Изобразительное искусство есть «знаковая транскрипция» человеческого познания, обусловленная общественными, национальными, религиозными, политическими представлениями эпохи. Студенты обучаются выявлять «стилевое чувство» каждого исторического периода. Так, в развитии русского искусства последовательно сменяются иконописный канон, нормативная эстетика, романтизм и натурализм, авангард и идеология, модерн и постмодерн. Важно и постижение национальной идентичности, при уникальном положении русской культуры между «Востоком» (Византией) и «Западом» (Европой). Периодизация русского искусства связана с особенностями развития международных процессов и отечественным своеобразием.
Изучение курса даст студентам возможность глубже воспринять роль и место национального искусства в социо-культурной динамике мирового процесса, представить вклад отечественных мастеров в тезаурус гуманистической культуры человечества. Курс призван помочь в формировании широкого идейно-эмоционального горизонта нашего современника — деятельного участника новейшего творческого развития.
Требования к освоению курса.После изучения курса истории русского изобразительного искусства студенты должны будут понимать общие закономерности эволюции отечественной культуры и основные ее этапы; знать главные художественные памятники различных периодов, их важнейшие стилистические характеристики, идейное содержание и историческое значение. Сравнивая произведения русского искусства с современным им материалом западноевропейской (и в отдельных случаях, американской) культуры, студенты научатся понимать остроту и актуальность общих философских, мировоззренческих проблем духовной жизни, вместе с тем, оценивая своеобразие национального творческого видения. Исследуя памятники, студенты должны овладеть основами методологии их научного исследования — в связи с историческим и социально-культурным контекстом соответствующей эпохи. Предполагается, что студенты освоят терминологию и начатки стратегии искусствоведческого и культурологического описания/ анализа, смогут на основе такого анализа выстроить свое понимание концептуального содержания главнейших эпох в развитии отечественной культуры, их духовного богатства и стилистического разнообразия. Специфика подготовки студентов музыкального ВУЗа требует владения широким историко-культурным кругозором, обладания определенной эрудицией относительно развития смежных сфер культурного процесса. Это обогатит собственные творческие способности студентов, их представление об отражении в искусстве насущных общечеловеческих проблем. Важнейшие памятники изобразительного художества подчас выступают как «культурные симптомы эпохи» (выражение Э. Панофского), концентрированно выражая интеллектуальные усилия своего времени; от сопоставления с современными им музыкальными произведениями, согласно концепциям современной науки, следует ожидать взаимного «разъяснения», смыслового и эмоционального обогащения.
- История русского изобразительного искусства X-XXI вв.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства: XIV-XVI вв.
- Тема 3. Искусство Московского царства: XVI-XVII вв.
- Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения
- Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)
- Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)
- Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
- Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма
- Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половина XIX века)
- Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
- Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
- Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)
- Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр
- Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.
- Раздел 4: русское искусство периода модернизма и постмодернизма
- Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм
- Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)
- Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)
- Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.
- Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
- Формы контроля знаний студентов