Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
Господство естественнонаучных представлений в русской эстетической мысли середины XIX века; влияние позитивистской философии, трудов П.-Ж. Прудона (книга «Искусство, его основания и общественное значение», рус. пер. 1865). Н.Г. Чернышевский (1828-1889) об общественной миссии искусства. Представление о «натуральной школе». — «Бунт 14-ти» (1863); С- Петербургская художественная артель; организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870), его Устав и программа. — В.Г. Перов (1834-1882); антиклерикальные и социально-критические мотивы в картинах «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Проводы покойника» (1865), «Последний кабак у заставы» (1868). «Портрет Ф.М. Достоевского» (1870) — психологическое раскрытие характера, конгениальное мышлению писателя. «Охотники на привале» (1872) — переход к концепции картины как «куска жизни». — И.Н. Крамской (1837-1887), идейный вождь «натуральной школы». Влияние ранней фотографии на искусство Крамского; лучшие работы: «Портрет Л.Н. Толстого» (1873), «Портрет А.С. Суворина» (1881), «Неизвестная» (1883); портреты крестьян: «Полесовщик» (1874), «Мина Моисеев» (1883). Религиозное полотно «Христос в пустыне» (1872) — духовный автопортрет поколения русской интеллигенции. «Малые передвижники»: К.А. Савицкий (1844-1905), Н.А. Ярошенко (1846-1898).
«Натуральная» историческая живопись; «стиль трубадур» в академической школе — В.Г. Шварц (1838-1869); К.Д. Флавицкий (1830-1866): «Княжна Тараканова» (1863-64). Эволюция от романтизма к натурализму у Н.Н. Ге (1831-1849): от «Саула у Аэндорской волшебницы» (1859) и «Петра I, допрашивающего царевича Алексея» (1872) — к поздним «Распятиям» (1892-94), призванным «потрясти страданием Христа». — Русский и европейский натурализм.
Литература
Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Сост. Н.Ю. Зограф. — М.: Искусство, 1978;
Гольдштейн С. И.Н. Крамской: жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1965;
Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. — В 2-х тт. — М.: Искусство, 1965;
Леняшин В.А. Василий Григорьевич Перов. — Л.: Художник РСФСР, 1987;
Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. Исторические очерки. — М.: Искусство, 1989;
Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века [Учебное пособие]. — М.: изд-во МГУ, 1989;
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991;
Типология русского искусства второй половины XIX века. Сб. статей п/ ред. Г.Ю. Стернина. — М.: Искусство, 1979.
- История русского изобразительного искусства X-XXI вв.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства: XIV-XVI вв.
- Тема 3. Искусство Московского царства: XVI-XVII вв.
- Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения
- Тема 4. Русское искусство нервой половины XVIII века (правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)
- Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)
- Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров
- Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма
- Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половина XIX века)
- Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)
- Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)
- Тема 10. «Национальная школа» в русской живописи: (второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)
- Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр
- Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.
- Раздел 4: русское искусство периода модернизма и постмодернизма
- Тема 13. Искусство серебряного века: «Мир искусства» и русский символизм
- Тема 14. Русский авангард: искусство и жизнестроение (1910-1920-е годы)
- Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)
- Тема 16. Позднее советское искусство: 1960-1980-е гг.
- Тема 17. Русское постсоветское искусство (1980-2000-е гг.)
- Формы контроля знаний студентов