logo
Programme

Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр

Пейзаж как наиболее «искусственный» жанр: транскрипция впечатлений согласно стилевым конвенциям эпохи. Типы пейзажа на рубеже XVIII-XIXвв.: «идеальный», «ведута» и «питторескный» (фиксация световых эффектов; связь с эстетикой «возвышенного» как превосходящего масштаб и силы человека). Русские пейзажистыXVIIIвека:Ф.М. Матвеев (1758-1826)и его «идеальные виды»;Ф.Я. Алексеев (1753-1824)— виды Петербурга (ранняя ведута). Построение пространства по системе трех планов: коричневого, зеленого и голубого. — Романтический пейзаж:И.К. Айвазовский (1817-1900)— связь с эстетикой «питтореска»; «Сотворение мира» (1840-43), «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881), «Прибой» (1897) — декоративность и эффекты света. Романтизированный национальный пейзаж уЮ.Ю. Клевера (1850-1924): «Красная Шапочка» (1874), «Лесные дебри» (1895). — ЭволюцияА.К. Саврасова (1830-1897)от романтизма к «национальной идее»: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851), «Грачи прилетели» (1871), «Проселочная дорога после дождя» (1878). — ПейзажиИ.И. Шишкина (1832-1898): скрупулезность деталей и богатырский размах; «Рожь» (1878), «Среди долины ровные» (1883), «Утро в сосновом бору» (1889), «Корабельная роща» (1898). — Эксперимент в творчествеФ.А. Васильева (1850-1873): введение центрально-фокусного изображения в картине «Вид на Волге. Барки» (1870); «Мокрый луг» (1872), «Болото в лесу. Осень» (1873). —А.И. Куинджи (1842?-1910); пейзаж как «обман глаза»: «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Радуга» (1905). —И.И. Левитан (1861-1900): эволюция от «сюжетного» пейзажа («Владимирка» 1892) к «пейзажу настроения» («Сумерки. Стога» 1899; «Озеро. Русь» 1900). Левитан и импрессионизм. — Вывод: освобождаясь от назидательно-дидак­тических задач, пейзаж становится полем стилистических исканий. Соотношение развития русского пейзажа с главными вехами европейской живописи, вплоть до импрессионизма.

Литература

Кларк К. Пейзаж в искусстве. Пер. с англ. — СПб.: Азбука-классика, 2004;

Архип Куинджи из собрания Русского музея [Авт. статьи и летописи жизни и творчества художника И.Н. Шувалова]. — СПб.: Palace Editions, 2007;

Лясковская О.А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966;

Мальцева Ф.С. Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984;

Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л: Художник РСФСР, 1984;

Петров Вс. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992;

Пимоненко В.Н. Пейзажная живопись. — СПб: Художник России, 1994;

Турчин В. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и символического в эпоху пленера //[Журнал] Искусствознание. — 1999, № 2;

Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. — Л: Художник РСФСР, 1990;

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-XX веков: исследования, очерки. — М.: Искусство, 1986.