logo
Programme

Тема 15. Русское советское искусство сталинской эпохи (1930-1950-е гг.)

«Исторический оптимизм» 1930-х годов: искусство играло важнейшую роль в создании атмосферы коллективного энтузиазма. Произведения этой эпохи идеологизированы, обращены к политической бдительности/ сознательности зрителя, показывают мир та­ким, каким тот должен, обязан быть. — Старое и новое поколения советских художников. А.Н. Самохвалов (1894-1971); образы молодых людей — строителей нового общества: «Девушка в футболке» (1932), «Военизированный комсомол» (1933). — А.М. Герасимов (1881-1963): мифологизированные портреты вождей («И.С. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» 1938). — Квази-исторические картины Б.В. Иогансона (1893-1973): генеалогия победы («Допрос коммунистов» 1933, «На старом уральском заводе» 1937). — Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года со скульптурой В.И. Мухиной (1889-1953) «Рабочий и колхозница»: символ новой жизни. Конкурсные проекты Дворца Советов (1935-39) — Искусство периода Великой Отечественной войны: гуманизм и идео­логия. А.А. Пластов (1893-1972) «Фашист пролетел» (1942); Ю.М. Непринцев (1909-1996) «Отдых после боя» (1951); Ф.С. Шурпин (1904-1972) «Утро нашей Родины» (1946-48) — разные аспекты понимания современной истории. — Послевоенное советское искусство, пафос и бытовизм: А.А. Мыльников (р. 1919) «На мирных полях» (1950) и Ф.П. Решетников (1906-1988) «Опять двойка» (х.м., 1952). — Советская культура и западный модернизм: от «искусства тоталитарных режимов» до бинарной оппозиции соцреализма — и «капиталистического общества потребления», «упаднической буржуазной культуры».

Литература

Агитация за счастье: советское искусство сталинской эпохи. Каталог выставки; Гос. Русский музей (С.-Петербург); Управление культуры, Документа-Архив (Кассель, ФРГ). — СПБ.: ИнтерартексЭдицион Теммен, 1994;

Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994;

Гройс Б. Стиль Сталин; в кн.: Утопия и обмен. — М.: Знак, 1993;

Избавление от миражей: соцреализм сегодня. Сб., сост. Е.А. Добренко. — М.: Советский писатель, 1990;

Морозов А.И. Конец утопии: из истории искусства в СССР 1930-х гг. — М.: Галарт, 1995;

Паперный В. Культура Два. — М.: НЛО, 1996;

Рыклин М. Пространства ликования: тоталитаризм и различие. — М.: Логос, 2002;

Соцреалистический канон: сб. статей. Под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. — СПБ.: Академический проект, 2000;

Тоталитаризм как исторический феномен: сб. статей. — Философское общество СССР, Всесоюзная ассоциация молодых философов. — М.: Философское о-во СССР, 1989.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4