logo search
otvety_po_istorii_iskusstv zarybej

10. Искусство Италии 18 в.

Расцвет итальянского искусства наблюдается в XVIII в. только в Венеции. Венеция XVIII столетия была центром музыкальной (творчество Скарлатти и Вивальди, оперные театры, музыкальные академии и консерватории) и театральной (достаточно вспомнить Гольдони и Гоцци) жизни Европы, книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия. Она славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста. Эта теат­рализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции XVIII в., главными чертами которого были его живописность и декоративность.Спрос на декоративные росписи дворцов венецианской знати и картины — алтарные образа для церквей вызвал необычайное раз­витие монументально-декоративной живописи в Венеции XVIII в., продолжающей традиции барочного искусства предыдущего столетия.

В творчестве Алессандро Маньяско (1667—1749), уже упоми­навшемся в связи с итальянским искусством XVII столетия, в его романтической живописи, посвященной жизни цыган, монахов, солдат, бандитов, можно проследить несомненное влияние Сальватора Розы. Маньяско узнаешь сразу — по смелому письму, быс­трым динамичным мазкам, по какому-то мерцающему колориту с преобладанием оливково-коричневых тонов, в которые почти всегда вкраплено яркое, чаще всего красное пятно, по экспрессивному рисунку и композиции, в которой маленькие фигурки обычно размещены среди грандиозных, почти пугающих руин, наконец, по трагическому мироощущению, характерному для этого мастера при всей его театральности («Привал бандитов», Эрмитаж).

Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупней­шим итальянским живописцем XVIII в. был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770). Тьеполо — автор гигантских росписей как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток. У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая колористическая культура, как прави­ло, вообще присущая венецианским художникам. Одна из знаменитейших его картин — «Триумф Амфитриты» изо­бражает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре («Пир Клеопатры»), и в его Венерах, и Данаях. Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях венецианского палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески «Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры»), во фресках епископской резиденции в Вюрцбурге (1751—1753). Это вершины монументально-декоративного искус­ства XVIII в.

Декоративные циклы, алтарные образа, станковые произведе­ния — изображения на христианские и мифологические сюжеты, пиры, триумфы, коронации, празднества с легкостью выходят из-под кисти Тьеполо. Группы из человеческих фигур и архитектурные формы Тьеполо отделяет обычно большими пространственными паузами, чем создает ощущение воздушности и легкости. Это ощущение усиливается нежной серо-голубой гам­мой красок с включением золотого, розового, лилового. Динамич­ность композиции и смелость перспективных решений, неизбывная живописная фантазия Венеция XVIII века дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697— 1768) с его торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры («Прием французского посоль­ства в Венеции») и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, Франческо Гварди (1712—1793). Пейзажи Гварди: площади Венеции, ее каналы, улицы, дворы и переулки,— проникнутые лирическим, глубоко личным чувством, созданы лег­кими ударами кисти, голубыми, желтыми, коричневыми, серо-се­ребристыми тонами, насыщены светом и воздухом («Венецианский дворик»).

Картина художественной жизни Венеции XVIII в. была бы неполной, если не упомянуть мастера жанровой живописи Пьетро Лонги (1702—1785), воспевшего быт Венеции: маскарады, концер­ты, уроки танцев, сцены в игорном доме, народные развлечения. Лонги-живописец, конечно, не так изыскан, как Гварди, но он и не простой бытописатель, а истинный поэт Венеции XVIII века на последнем этапе ее праздничной жизни («Урок танца»).

Стиль итальянской архитектуры первой половины 18 века определяют как позднее барокко. Однако памятники этого времени свидетельствуют об усилении классицистических тенденций в итальянском зодчестве. Классицизм, постепенно усиливаясь, во второй половине этого столетия совершенно вытеснил барокко. В первой половине 18 века в Италии работал ряд значительных архитекторов.

Филиппе Ювара (1685—1735), В окрестностях города он построил центрическую, увенчанную большим куполом церковь Суперга (1717—1731). В решении купола и особенно завершающей части колоколен ощущаются еще барочные традиции, но колонный портик имеет уже явно классицистический характер. Другим крупным произведением Ювары является палаццо Мадама в самом Турине (1718). При наличии явно барочной «рельефности» фасадной стены этого дворца все в нем основано на элементах ордерной архитектуры.

Луиджи Ванвителли (1700—1773) создал для неаполитанского короля замок Казерта (1752) — одно из самых крупных парадных дворцовых сооружений в Европе. В плане дворец имеет форму прямоугольника, расчлененного двумя взаимно перпендикулярно поставленными корпусами на четыре равных двора. Четкость планового решения и простота оформленных большим ордером фасадов предвещают дальнейшие успехи классицизма. Значительно более сложны парадные интерьеры замка.

Отдельные высококачественные произведения, возникающие в первой половине 18 века, не могли скрыть той общей депрессии, которая остро ощущалась в Италии вследствие ухудшения ее политического и экономического положения. Строительство заметно сокращается, многие архитекторы уезжают в Германию, Францию и другие государства.

Во второй половине 18 столетия в стране уже не создается значительных сооружений. Однако Италия продолжает оказывать сильное воздействие на развитие европейского зодчества. Начавшиеся раскопки Помпеи, исследования археологов и теоретиков,— все это способствовало распространению и укреплению классицистических принципов в архитектуре не только Италии, но и других европейских стран.