logo
otvety_po_istorii_iskusstv zarybej

18. Художественная картина российской провинции 18 века.

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Провинциальный портрет неоднороден. Портретный примитив, есть одна из разновидностей провинциального портрета, но кроме него существует и непримитивный провинциальный портрет, имеющий с примитивом как общие черты, так и различия. Таким образом, в провинциальном портрете прослеживаются два слоя, которые можно назвать "верхним" и "нижним". К "нижнему" слою относятся те полотна, в которых черты примитива просматриваются совершенно ясно. Произведения сравнительно грамотные, стоящие ближе к работам столичных мастеров, образуют "верхний" слой провинциального портрета.

Провинциальный портретист, искренне стремится преодолеть собственное несовершенство и работать как столичный мастер. Первоначальные художественные навыки, полученные им в лоне средневековой и "низовой" культур, постепенно вытесняются приемами, отработанными "большим" искусством. Произведения "верхнего" слоя провинциального портрета являют собой промежуточное звено между столичным искусством и примитивом. Не обладая легкостью и изяществом первого и фольклорной смелостью последнего, они не лишены определенных достоинств, дающих в сумме качество, которое можно было бы назвать обаянием ординарности. Примитив ("нижний" слой) возникает как неотторжимая часть формирующегося искусства Нового времени. Его появление обусловлено самим генезисом этого искусства, а потому представляется удобным назвать данный (исторически первый) тип примитива генетическим.

Если в произведениях столичных мастеров социальный статус героя был одним из факторов, участвующих в сложении образа, выполнял роль своеобразного "фона", встающего за спиной личности, то в провинции он зачастую подчинял себе все остальное, в том числе индивидуально-личностное начало. Провинциальный портрет несоизмеримо более иератичен, чем портрет столичный. При этом единственным типом репрезентации, соответствовавшим провинциальному представлению о социальном статусе личности, была репрезентация барочная. Все стилевые схемы, кроме барочных, использовались провинциальными портретистами именно как схемы, как наборы формальных приемов, за фасадами которых вновь и вновь вставало синтетическое барочное мышление. Отзвуки барокко встречаются в провинциальном искусстве вплоть до середины XIX века, и это не удивительно - ведь все здание русской провинциальной культуры стоит на барочном фундаменте.

В народном фольклоре из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,— везде господа”,— сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века.

Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича. Известно 17 портретов. Все они изображают членов семьи Черевиных, их родственников и соседей, например дворян Лермонтовых, живших неподалёку от Нероново, в усадьбе Суровцево. Портреты работы Островского отличаются необычной для XVIII века реалистичностью. «Самобытно, с явным пристрастием относится он к ювелирным изделиям в женском туалете, а также к фактуре бантов, кружев, лент, оборок на платьях, позументов, пуговиц, наколок и париков. … Фоны в его портретах всегда глухие, нейтральные, чаще всего густо-зелёные, „непроницаемые“, но с непременным высветлением одного и того же места за спиной фигуры. Так же своеобразно моделирует он лица тех, кто ему позирует: освещение лиц ровное, с плавным переходом от света к тени.»Известны следующие работы: портрет Ивана Григорьевича Черевина (1773), копия портрета 1741 года

Общественная архитектура провинциальных городов России второй половины XVIII в., представляет собой целостное художественное явление русской культуры екатерининского и павловского времени. В художественном развитии основных типов общественных зданий, прежде всего присутственных мест, наблюдается характерная для русской архитектуры с 1760-х гг. до рубежа XVIII - XIX вв. эволюция стиля от позднего барокко до зрелого классицизма. По сравнению с общественной архитектурой, церковное зодчество отличалось большей традиционностью и консерватизмом, поскольку не было подвержено государственной регламентации и в частности не использовало образцовые проекты. В архитектуре городских приходских церквей второй половины XVIII в. встречаются приёмы и формы не только барокко, но и нарышкинского стиля и даже допетровского времени. Такая традиционность совершенно исключалась в общественных постройках, которые призваны были стать идеальным выражением новой государственной политики своего времени. В градостроительном расположении общественных зданий, в представительных и регулярных формах их архитектуры отразились вкусы и представления главных заказчиков — императрицы и высших чиновников (наместников и губернаторов), то есть тех, кто олицетворял собой государство.

Ива́н Его́рович Старо́в - Дворцовый ансамбль в Богородицке (начало 1770-х годов).

Никола́й Алекса́ндрович Львов  — архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант. Работал в городах: Гатчина, Мурино; Москва, усадьбы Подмосковья, Торжок. Известные его постройки:Церковь Великомученицы Екатерины, Приора́тский дворец (Приоратский замок) — оригинальный дворец в Гатчине. Приорат — единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное, в основном, по технологии землебита: слои спрессованного суглинка пропитываются известковым раствором. По этой технологии построены стены дворца, ограда, придворцовые постройки. Подпорная стена сделана из знаменитого пудостского камня, которым были выложены многие гатчинские строения. Башня дворца построена из парицкого камня.