logo
otvety_po_istorii_iskusstv zarybej

11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.

Изобразительное искусство Англии значительно отставало от литературы. В течение нескольких веков английские художники не могли сравняться с иностранными мастерами,Подлинный расцвет национальной английской школы изобразительного искусства наступает лишь в 18 веке. Но уже в 17 веке много интересных и своеобразных явлений выдвигает английская архитектура.

Главным представителем английской архитектуры второй половины 17 века, периода, последовавшего за английской буржуазной революцией, был Кристофер Рен (1632—1723). Основной период деятельности Рена связан с восстановительными работами в Лондоне после пожара 1666 года, уничтожившего почти весь центр города. По проекту Рена была воздвигнута крупнейшая церковная постройка Лондона — собор св. Павла — на месте раннего, уничтоженного пожаром. Собор имеет две высокие многоярусные башни на главном фасаде и громадный купол (1675—1710). Другая известная постройка Рена — библиотека Тринити-колледжа в Кембридже, основные членения фасада которой навеяны мотивами библиотеки св. Марка Сансовино. В большом корпусе дворца Хемптон-Корт в Лондоне (1690-е гг.) Рен применил приемы, разработанные голландскими зодчими. Элементы ордера и орнаментальные вставки, выполненные в камне, сочетаются с большими массивами кирпичной кладки.

Мастерская Рена была своего рода архитектурной школой, из которой вышли многие крупные зодчие Англии начала 18 века. Джон Ванброу. Видное место среди них принадлежит Джону Ванброу (1666—1726). Основными постройками его являются крупные загородные дворцы, рассчитанные в первую очередь на парадное представительство. Один из крупнейших среди них — дворец Бленхейме (1710-е гг.).

Большое внимание уделялось в Англии в 18 веке созданию обширных парковых композиций. На смену регулярным садам 17 столетия пришла новая система пейзажных парков, получившая в дальнейшем широкое распространение во всей Европе. За ними укрепилось наименование «английских» садов. Видное место в формировании системы пейзажных парков принадлежало Уильяму Кенту (1684—1748), очень разностороннему по своим интересам художнику.

Портретная живопись вплоть до конца 18 века занимала ведущее положение в английском изобразительном искусстве.

Историческая живопись в Англии в целом следовала общей европейской моде 18 века. Наряду с традиционными классическими и аллегорическими мотивами в Англии появились в начале 1770-х годов первые картины на современные исторические темы, передававшие типы, костюмы и обстановку современности. Первым живописцем, удовлетворившим этим новым требованиям, был Бенджамен Уэст (1738—1820).

Сентиментализм с его подчеркнутой чувствительностью и увлечением красотами природы возник в Англии в середине 18 века. Он является частью нового, побеждающего буржуазного мировоззрения и в разнообразных формах и выражениях распространился из Англии во все страны континента.

Уильям Хогарт. Творчество Хогарта (1697—1764) сыграло важную роль в развитии английского искусства. Его произведения явились реалистическим отражением современной жизни различных слоев английского общества и были проникнуты активными критическими тенденциями в духе прогрессивных идей того времени. Картины и гравюры Хогарта отличались высоким мастерством драматического повествования, новаторской самобытностью и оригинальностью художественного решения.

Важную часть творчества Хогарта составляют его живописные и гравированные циклы. В большинстве случаев в основе цикла лежат серии картин маслом, написанные Хогартом. Затем эти картины воспроизводились в гравюре самим художником. Каждый из циклов — это развернутое драматическое повествование о человеческих судьбах. Каждая картина или гравированный лист является самостоятельным эпизодом жизни героя цикла.

Другую важную сторону творчества Хогарта составляют его портреты. В них художник высоко поднимает значение человеческой личности независимо от ее социального положения. Он выступает как гуманист и демократ, как замечательный мастер реалистической портретной живописи. В его портретах нет ни малейшего следа светской идеализации и декоративной обстановочности, столь характерных для портретов работы большинства его современников. Все в них служит раскрытию характера модели. Аксессуары сведены до минимума. Гибкая, разнообразная художественная манера каждый раз меняется соответственно задаче изображения и особенностям изображенного лица. Твердость и четкость изображения характеризуют лучшую из его ранних работ в этом жанре — «Портрет капитана Корама» (1739г.)

Джошуа Рейнольде (1723—1792) был крупнейшим мастером английской живописи второй половины 18 века. Лучшую часть его художественного наследия составляют портреты представителей высших слоев английского общества, писал на мифологические сюжеты. «Детство Геркулеса» (1786—1788) и «Амур развязывает пояс Венеры» (1788)

Томас Гейнсборо. Одновременно с Рейнольдсом жил и работал замечательный художник Томас Гейнсборо (1727—1788). Портреты и пейзажи Гейнсборо отличаются самобытностью, независимостью от академической школы, лиричной настроенностью и легкой, текучей живописью мягких, гармоничных тонов. В работах Гейнсборо есть настоящая музыкальность, грация и изящество, чуть тронутые сентиментальными нотами. «Портрет герцогини Бофор» (1770-е гг.), «Портрет Сарры Сиддонс» (1785).

Крупнейшим мастером английской скульптуры 18 века был Джон Флаксман (1755—1826). Он был типичным представителем классицизма конца 18 века. Лучшими его работами являются не его монументальные статуи, а превосходные рисунки очерком к «Илиаде» и малая пластика в керамическом материале. Рельефы Флаксмана, выполненные белыми силуэтами на матовом фоне преимущественно нежных голубых, зеленоватых или лиловатых тонов, создали громадную популярность изделиям крупнейшей английской фаянсовой мануфактуры Джошуа Уэджвуда (1730—1795). Предприятие Уэджвуда стояло в первом ряду многочисленных фабрик художественных керамических изделий, расцветших в Англии в последней четверти 18 века. В различных областях изобразительного искусства английские художники в 18 столетии создали выдающиеся произведения и оказали значительное влияние на формирование новых, прогрессивных явлений во всем европейском искусстве. В этот период Англия вошла в ряд передовых по своему художественному развитию стран Европы.