56. Искусство Италии 20-21 веков.
В целом итальянское изобразительное искусство в своем развитии прошло три этапа. Первый — с начала 20 в. и до конца 1922 г. Центральным явлением в этот период был итальянский футуризм. Второй — это период фашистской диктатуры.
Заметное место в современной культуре капиталистической Европы Италия начинает занимать с момента появления в 1909 г. футуризма — одного из первых открыто враждебных реализму направлений в искусстве 20 в. Возникший одновременно с кубизмом, футуризм, в отличие, от кубизма и появившегося несколько позже конструктивизма, положил начало субъективной, лихорадочно-истеризован-ной, открыто иррациональной линии в эволюции формализма. Наиболее характерными для футуризма мастерами в области литературы кроме Маринетти были Преццолини, Д. Папини (не разделявший, впрочем, воинствующие реакционные взгляды своего лидера). В живописи и скульптуре наиболее типичными фигурами были Умберто Боччони (1882—1916), Джакомо Балла (1871—1958), Джино Северини (р. 1883) и Карло Карра (р. 1881). Живопись футуризма представляла собой беспокойное нагромождение объемов и линий, в которых с трудом угадывались искаженные изображения людей и предметов.
Другим формалистическим направлением, сложившимся в 1910—1913 , было движение так называемой «метафизической живописи» (крупнейшие представители — Джорджо де Кирико, Моранди. Представители «метафизической живописи» не порывали с изобразительностью. Однако они стремились раскрыть через мир предметных форм и изображений «тайный», «магический» смысл вещей и жизни, лежащий по ту сторону их физического существования. Отсюда неожиданная произвольность сочетания отдельных предметов и тел, помещенных в лишенном воздуха, отчужденном, неподвижном пространстве, залитом холодным, ровным ирреальным светом. Наиболее известны работы Кирико (р. 1888), как «Площадь Италии» (1912), «Волнующие музы» (1916), «Провидец» (1915).
В Италии абстракционизм развивается по двум основным линиям: «конкретизм» и «романтический абстракционизм». Наибольшее развитие получила так называемая конкретная живопись. Термин этот был введен еще до 1940 г. голландцем ван Дусбургом в противовес термину «абстракционизм». Его теоретической базой является положение Мондриана о том, что «нет ничего более конкретного, чем линия, цвет, плоскость». В связи с этим основной задачей «конкретистов» является создание живописных форм, не имеющих ничего общего с формами реальной действительности. Художник-«конкретист» не «абстрагируется от действительности», но якобы создает свою «новую действительность». Практически «конкретная живопись» сводится к компоновке на плоскости разнообразных геометрических фигур, которые часто пишутся открытыми цветами — яселтым, красным, синим.
В скульптуре большое значение приобрело «Пространственное течение» («Movimento spaziale»). Его основатель — скульптор Л. Фонтана (р. 1899) уже в 1946г. опубликовал в Буэнос-Айресе «Белый манифест», в котором впервые изложил программу итальянского «спациализма». Эта программа (которую он разрабатывал и дополнял в течение ряда лет) была столь широка и многосложна, что ее осуществление целиком исключалось. В частности, Фонтана призывал отказаться от привычных материалов и уйти от ограниченности пространства обычной картины. Он предлагал проецировать изображения с помощью телевидения на облака, создавать фантастические искусственные радуги и т. д. В практике же все это свелось к поискам новых пластических материалов и к экспериментам в области сочетания скульптуры, цвета и света. Так, он охотно комбинирует куски цветного металла различной фактуры со стеклом, пробует использовать в композициях различную подсветку и т. д. В живописи к этому течению примыкает художник Джузеппе Капогросси.
В области скульптуры наиболее крупным мастером является Джакомо Манцу. Его скульптурные серии, («Кардинал», «Распятие», «Балерина»), развивают лучшие традиции реалистической пластики. Постоянно углубляя образ, переходя от одного сюжета к другому, аналогичному, он сумел создать произведения большого философского содержания и необычайной художественной силы. Таковы его плоские рельефы «Распятие» и «Снятие с креста».
В конце 19 в. Италия существенно отставала от более развитых капиталистических стран по уровню строительной техники и архитектуры. Среди немногочисленных зданий, которые сооружались в этот период, почти безраздельно господствовали эклектические постройки.
С начала 1900-х гг. в архитектуре Италии, со значительным опозданием по сравнению с другими крупными государствами, появляются новые тенденции, направленные против деградирующей архитектурной эклектики. Их развитие на итальянской почве было отмечено своими специфическими чертами и, в частности, тем, что сопровождалось становлением футуризма как одного из формалистических течений буржуазного искусства.
В период фашистской диктатуры было выдвинуто требование создания «Средиземноморской архитектуры», которая должна была активно прославлять фашизм, выражать «силу и мощь» фашистского государства.
Было такжк существование в те годы оппозиционных архитектурных течений. Идеи новой, рационалистической архитектуры проникли в Италию главным образом из Франции и Германии в первой половине 20-х гг. В 20—30-е гг. итальянскими рационалистами было создано несколько значительных по своим художественным и функциональным качествам сооружений, оставивших след в истории архитектуры.
В послевоенные годы в Италии был создан ряд интересных общественных и административных зданий, отличающихся свежестью и выразительностью архитектурных форм, оригинальностью конструктивного замысла. Очень значительный вклад в этой области сделан Пьером Луиджи Нерви Одной из лучших работ Нерви - здание стадиона Малого дворца спорта в Риме (1956—1957)
- 1. Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
- 2.Европейское искусство 17 в. Общая характеристика.
- 3. Искусство Италии 17 в.
- 4.Искусство Фландрии 17 в.
- 5. Искусство Голландии17в.
- 6. Искусство Франции 17 в.
- 7.Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
- 8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
- 9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
- 10. Искусство Италии 18 в.
- 11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.
- 12.Искусство России Нового времени. Общая характеристика.
- 13.Искусство России 18 века. Общая характеристика.
- 16. Художественная картина Петербурга 18века.
- 17. Художественная картина Москвы 18 века.
- 18. Художественная картина российской провинции 18 века.
- 20. Европейское искусство 19 века. Общая характеристика.
- 24. Искусство Испании второй половины 18 – 19 вв.
- 25. Искусство Германии 19 века.
- 26. Искусство Англии 19 века.
- 27. Искусство сша 19 века.
- 29. Нововременное искусство западнославянских народов (Чехия, Польша).
- 30. Нововременное искусство нарадов Венгрии,Румынии; Болгарии,Сербии
- 33. Российское искусство первой половины 19 века.
- 34. Российское искусство середины 19 века.
- 35. Российское искусство второй половины 19 века.
- 45. Европейское искусство первой половины 20 века.
- 46. Европейское искусство второй половины 20 века.
- 54.Достижения искусства западнославянских стран в новейшей истории.
- 55.Достижения искусства южнославянских стран в новейшей истории.
- 56. Искусство Италии 20-21 веков.
- 57. Искусство Испании 20-21 веков.
- 58. Искусство Англии 20-21 веков.
- 61. Искусство Бразилии 20-21 веков..
- 62. Искусство Австралии 20-21 веков
- 64. Китайское искусство 20-21 веков
- 65. Индийское искусство 20-21 веков.
- 66. Японское искусство 20-21 веков.
- 77. Постоветский этап искусства (конца 20 века)
- 80. Проблемы сохранения мирового классического искусства.