9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
Архитектура. К середине 18 века господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм. К середине столетия все более нарастал интерес к наследию античности.
В строительстве 1750—1770-х годов постепенно происходит отход от архитектурных приемов начала 18 века в поисках более спокойных и строгих форм. Ордер вновь начинает рассматриваться как основной элемент композиции, появляется стремление к более простым, симметричным, орнаментальным формам. Зодчие стремятся к простому, четкому, ясному построению основных объемов зданий. Эта простота общего решения масс в сочетании со смягчением всех переходов от одного объема к другому, от одной поверхности к другой, а также с тонкими, чрезвычайно деликатно прорисованными деталями, с обилием различных вертикальных и горизонтальных членений, с широким использованием орнаментальных и тематических рельефов придает специфический характер постройкам этого времени.
Во внутренней отделке вновь восстанавливается четкое разграничение стен и перекрытий. Вводится четкая линия карниза. Вместе с тем сохраняется стремление к расчленению поверхности стен панно, тягами, лопатками. Орнамент рококо полностью исчезает.
Серьезные изменения имеют место в эти годы в области садово-паркового строительства. На смену регулярному парку, построенному по геометрической схеме, приходят живописные, так называемые «английские» сады. Эта система вызывает к жизни и совсем новые архитектурные сооружения — различные небольшие постройки, как павильоны, беседки, хижины.
Наиболее крупными зодчими этого периода были Ж.-А. Габриэль и Ж.-Ж. Суффло. Одной из главных работ Жака Анжа Габриэля (1698—1782) является создание площади в Париже, носящей ныне наименование «Площади Согласия» (1751—1763, бывш. «Площадь Людовика XV»).
Архитектура 1770—1780-х годов характеризуется известным расслоением в общем течении классицизма. С одной стороны, некоторые крупные зодчие продолжали работать в приемах раннего классицизма. С другой стороны, появляется новое направление, объединяющее наиболее передовые и радикальные искания в области архитектуры. Мастера, примыкавшие к нему, стремятся преодолеть изящество и утонченность приемов раннего классицизма в поисках большого монументального стиля.
Жак Гондуен. Самым значительным произведением Жака Гондуена (1737—1818) является здание Хирургической школы (1769—1775) в Париже.
Живопись Образцом для подражания становится теперь не Рим, а Эллада, ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого искусства окрашена в какой-то степени романтическим чувством. В моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная противоположность французскому регулярному. В орнаментике используются греческие мотивы — меандр, пальметты.
В 60—70-х годах проявляется интерес к голландскому реализму В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699—1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727). Затем художник находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», около 1734). Сведенный до минимума предметов мир самых простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства.
С новых позиций выступает художник и в портрете. За несколько лет до смерти он исполняет пастелью автопортрет (1775): без тени» манерности он изображает лицо труженика и творца, которому открыто то, что не видит в человеке простой смертный.
Морис Кантен де Латур (1704—1788, с 1750 — («живописец короля») — один из непревзойденных мастеров камерного, в основном пастельного портрета, обычно это изображение философов, общественных деятелей, художников, в которых мастер всегда умел подчеркнуть яркую индивидуальность модели (портрет Ж. Л. д'Аламбера, 1753, многочисленные, разнообразные по характеристике автопортреты).
Скульптура В середине 18 века в развитии французской скульптуры проявляются новые тенденции. В творчестве многих скульпторов можно отметить поиски более ясных и простых решений. Все большее значение приобретает в этой связи изучение античных памятников, стремление использовать достижения классического искусства. В то же время в творчестве ряда крупных мастеров французской пластики усиливаются реалистические искания, элементы живого наблюдения натуры.
Жан Батист Пигалъ. Непосредственность восприятия натуры и желание передать неприкрашенную действительность характерно для его творчества. Наиболее значительным произведением Пигаля была выполненная в 1744 году статуя Меркурия (Лувр). В некоторых других работах Пигаля, в частности в гробнице Морица Саксонского в Страсбурге (1753—1770), ведущее значение приобретают декоративные тенденции.
Крупнейшим мастером реалистического направления во французской скульптуре второй половины 18 века был Жан Антуан Гудон (1741—1828). На формирование Гудона оказал большое влияние Пигаль. Главным образом Гудон посвящает себя портрету, в котором он достиг самых больших высот.Еще современники отмечали поразительное разнообразие портретов Гудона. Он изображает людей всех возрастов, типов, характеров, умеет передать общественное положение человека, склад его ума. Вместе с тем он прекрасно улавливает в портрете мгновенное выражение, улыбку, беглый взгляд. Для того чтобы передать живость взгляда, он прибегает в своих поздних работах к особой трактовке глаза: сильно углубляя зрачок, он оставляет в его верхней части кусочек мрамора, создающий впечатление блика, сверкающего на темной поверхности зрачка.К числу прославленных портретов Гудона принадлежат портреты Дидро (1771, Лувр), Мирабо (1800, Версаль), Бюффона (1782, Эрмитаж), портрет жены (1780-е гг., Лувр), многочисленные портреты Вольтера.
- 1. Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
- 2.Европейское искусство 17 в. Общая характеристика.
- 3. Искусство Италии 17 в.
- 4.Искусство Фландрии 17 в.
- 5. Искусство Голландии17в.
- 6. Искусство Франции 17 в.
- 7.Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
- 8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
- 9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
- 10. Искусство Италии 18 в.
- 11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.
- 12.Искусство России Нового времени. Общая характеристика.
- 13.Искусство России 18 века. Общая характеристика.
- 16. Художественная картина Петербурга 18века.
- 17. Художественная картина Москвы 18 века.
- 18. Художественная картина российской провинции 18 века.
- 20. Европейское искусство 19 века. Общая характеристика.
- 24. Искусство Испании второй половины 18 – 19 вв.
- 25. Искусство Германии 19 века.
- 26. Искусство Англии 19 века.
- 27. Искусство сша 19 века.
- 29. Нововременное искусство западнославянских народов (Чехия, Польша).
- 30. Нововременное искусство нарадов Венгрии,Румынии; Болгарии,Сербии
- 33. Российское искусство первой половины 19 века.
- 34. Российское искусство середины 19 века.
- 35. Российское искусство второй половины 19 века.
- 45. Европейское искусство первой половины 20 века.
- 46. Европейское искусство второй половины 20 века.
- 54.Достижения искусства западнославянских стран в новейшей истории.
- 55.Достижения искусства южнославянских стран в новейшей истории.
- 56. Искусство Италии 20-21 веков.
- 57. Искусство Испании 20-21 веков.
- 58. Искусство Англии 20-21 веков.
- 61. Искусство Бразилии 20-21 веков..
- 62. Искусство Австралии 20-21 веков
- 64. Китайское искусство 20-21 веков
- 65. Индийское искусство 20-21 веков.
- 66. Японское искусство 20-21 веков.
- 77. Постоветский этап искусства (конца 20 века)
- 80. Проблемы сохранения мирового классического искусства.