65. Индийское искусство 20-21 веков.
Чрезвычайная отсталость и упадок национальной культуры и искусства Индии в 19 в. сочетались с насаждением английскими колонизаторами элементов европейской культуры. Новый сдвиг в индийском изобразительном искусстве происходит на рубеже 19—20 вв. в Калькутте.
Изобразительное искусство на рубеже 20 в. в какой-то мере отразило специфические особенности национального освободительного движения того времени, его буржуазно-демократическую ограниченность. В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции.
Ретроспективные тенденции вели к идеализации древнего и средневекового искусства, и не случайно один из главных представителей, идеологов нового художественного направления, названного Бенгальским Возрождением, английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства—«идеалистического, мистического, символического и трансцендентального». А. Тагор был первым представителем Бенгальского Возрождения, заложившим основы нового стиля. Его искусство сложилось главным образом под влиянием могольской миниатюры, но в нем можно также ощутить воздействие японского и европейского искусства. Одним из лучших его произведений является картина «Конец пути», хотя и исполненная в технике миниатюры, но решенная вполне самобытно.
Среди художников, связанных с Бенгальским Возрождением, следует выделить Деви Прасада Роя Чоудхури (р. 1899), выдающегося современного живописца и скульптора Индии. Чоудхури учился у А. Тагора. Однако в своем творчестве он широко использовал не только особенности китайской живописи и японской гравюры, но и смело применил многие приемы европейского реалистического искусства. Больше всего художника привлекает изображение событий и явлений, наполненных драматизмом и движением. Контрастность насыщенной цветом палитры, смелая динамичность композиционного построения, романтическая взволнованность изобразительного языка отличают лучшие произведения Чоудхури.
В скульптуре Чоудхури значительно менее разностилен и обычно стремится передать свое непосредственное впечатление от реального явления. В многофигурной рельефной композиции «У входа в Траванкорский храм» главный интерес представляет не религиозная тема «благословения нищих» и не композиционное решение, понятое скорее «живописно», чем скульптурно. Наибольшую ценность этого произведения составляют отдельные образы: бедняков, калек, забитых простых людей, пришедших к храму и полных надежды на лучшее.
Большая роль в формировании современного индийского изобразительного искусства принадлежит Джамини Рою (р. 1887), он учился в Художественном училище в Калькутте. До начала 20-х гг. художник работал в манере, близкой художникам Бенгальского Возрождения, а также писал заказные портреты в академическом стиле. Живопись Джамини Роя вызвала в 40—50-х гг. много подражаний, обычно лишенных остроты и талантливости его лучших произведений. Поверхностная легкость этих чисто внешних стилизаций легко смыкалась с модернистическими деформациями, получившими такое большое распространение в индийской живописи за последнее десятилетие.
С провозглашением Республики Индии в 1950 г. наступает новый этап в истории индийского искусства, которое получает сильнейший стимул для своего развития и живет отныне сложной и насыщенной жизнью. Немалую роль сыграло образование Национальной Академии искусств (Лалит Кала).
Многие лучшие произведения современной индийской живописи, в которых правда жизни сливается с живой традицией, связаны с жанровыми или лирическими мотивами. Таковы изображения трудовых сцен Сатиендры Натха Банерджи («Золотой урожай», «Пересадка риса»), удачно развивающего национальные традиции миниатюрной живописи — не путем поверхностной их реставрации, а смелой разработкой живых характеристик отдельных фигур работающих крестьянок, органично вписывающихся в тонко проработанный пейзаж. За последние годы в изобразительном искусстве Индии преобладающими стали формалистические течения, что сильно тормозит поступательный ход развития искусства. Нередко даже в творчестве лучших художников можно наблюдать известную противоречивость и двойственность.
Крупнейшим строительством начала 20 в. в Индии было создание Нового Дели в непосредственной близости от старой части города. Построенный английским архитектором Э. Лаченсом в 1911—1931 гг., Новый Дели представляет прекрасно распланированный современный центр столицы.
После установления независимости Индии в стране разворачивается широкое строительство, причем наибольший интерес представляет крупное гражданское и промышленное строительство, создание целых городских ансамблей. В архитектуре оригинально используются элементы традиционного зодчества в сочетании с современными формами.. В Индии работали европейские мастера: Ле Корбюзье, Герберт Бейкер. В отдельных зданиях — вокзал в Джайпуре (1950-е гг., архитектор Нариман Бажамжи Шроф), Вигиан Бхаван (Зал конгрессов) в Дели — удачно используются элементы национальной архитектуры.
- 1. Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
- 2.Европейское искусство 17 в. Общая характеристика.
- 3. Искусство Италии 17 в.
- 4.Искусство Фландрии 17 в.
- 5. Искусство Голландии17в.
- 6. Искусство Франции 17 в.
- 7.Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
- 8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
- 9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
- 10. Искусство Италии 18 в.
- 11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.
- 12.Искусство России Нового времени. Общая характеристика.
- 13.Искусство России 18 века. Общая характеристика.
- 16. Художественная картина Петербурга 18века.
- 17. Художественная картина Москвы 18 века.
- 18. Художественная картина российской провинции 18 века.
- 20. Европейское искусство 19 века. Общая характеристика.
- 24. Искусство Испании второй половины 18 – 19 вв.
- 25. Искусство Германии 19 века.
- 26. Искусство Англии 19 века.
- 27. Искусство сша 19 века.
- 29. Нововременное искусство западнославянских народов (Чехия, Польша).
- 30. Нововременное искусство нарадов Венгрии,Румынии; Болгарии,Сербии
- 33. Российское искусство первой половины 19 века.
- 34. Российское искусство середины 19 века.
- 35. Российское искусство второй половины 19 века.
- 45. Европейское искусство первой половины 20 века.
- 46. Европейское искусство второй половины 20 века.
- 54.Достижения искусства западнославянских стран в новейшей истории.
- 55.Достижения искусства южнославянских стран в новейшей истории.
- 56. Искусство Италии 20-21 веков.
- 57. Искусство Испании 20-21 веков.
- 58. Искусство Англии 20-21 веков.
- 61. Искусство Бразилии 20-21 веков..
- 62. Искусство Австралии 20-21 веков
- 64. Китайское искусство 20-21 веков
- 65. Индийское искусство 20-21 веков.
- 66. Японское искусство 20-21 веков.
- 77. Постоветский этап искусства (конца 20 века)
- 80. Проблемы сохранения мирового классического искусства.