logo search
общ

Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.

Образ - это конкретный характер человека, его отношений,к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в его поведении, действиях средством хореографического искусства.

Хореографическое искусство в силу своих изобразительно-выразительных возможностей, более чем другой вид искусства далёк от реальной действительности. Балетмейстер сочинитель не может творить вне связи с действительностью, язык танца-прежде язык человеческих чувств. Развитие хореографического образа находится в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Создать хореографический образ, значит воплотить определённую идею. В образном танце техника одухотворяется. Образ слышимый должен соответствовать образ видимому. Через пластику зритель воспринимает замысел балетмейстера.

Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучением материалов. Для раскрытия хореографического образа балетмейстер должен в совершенстве владеть технологией, уметь пользоваться общими хореографическими приёмами и своими частными. Художественные приёмы помогают раскрыть выразительную природу танцевального образа.

Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла номера. Образ в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками. Всё должно быть в гармонии взаимодействия и не одна сторона не должна доминировать за счёт другой. Г1ример:(балет «Каменный цветок»)-балетмейстеру Ю.Григоровичу, помогла музыка Прокофьева, живописные костюмы, декорации Вирсаладзе. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении веков шлифовала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникает система собственных хореографических движений.

Образ складывается из системы лейтмотив, который должен постоянно разрабатываться.

Сценический образ-это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. Пример: (К. Голейзовский ,ф. Лопухов-стали обогащать танцевальный язык и вводить элементы из худ. гимнастики, бытовой пластики. Лопухов в 1927 г. Балет «Ледяная дева» героиня делала шпагат, раньше в балете его не было).

Танцевальный образ рождается на основе использования всех разнородных компонентов пластического языка. Изобразительное начало в хореографии-это элемент пантомимы. Она служит непосредственным эмоциональным откликом на взаимодействие человека и окружающего мира.

Танцу больше присуща выразительная способность передавать тончайшее состояние человеческого духа.

Готовых рецептов в дозировке изобразительности и выразительности не существует. Мерилом будет только способность к сочинению творческой гармонии, талант, вкус хореографа.

Балетмейстер не должен стоять на одном месте, он должен постоянно обогащаться и развиваться.

Комплекс выразительных средств и приёмов для создания образа.

  1. Приём комбинирования-сочетанме различных элементов на механическое их соединение, а сложное взаимодействие( хореографический материал, музыка, реквизит,свет,декорации и т.д.)

  2. Л/щентщювка-преувеличение или преуменьшение . показать суть человека, на передний план выносятся особые характерные качества, явления.

Пример:(образ Спартака из балета «Спартак»),

  1. Типизация- наиболее яркие черты, собирательный образ. Пример:(этюдная работа-бюрократ, подхалим).

  2. Агглютинация-приём анализа и синтеза. Соединение в одном образе 2-ух. Пример(девушка-русапка, девушка-лебедь).

Этапы работы над хореографическим образом.

  1. Выбор выразительных средств-поиск внешней формы, характеры, темперамент и т.д. в общем каждый исполнитель должен выполнять свою сценическую задачу.

  2. Способы комбинирования-хореографический образ рождается как сплав выразительных элементов, приёмов и средств (желательно использовать приёмы контрастности).

  3. Поиск композиционного решения- (основа хореографического образа- это текст сочинённый балетмейстером).

  4. Поиск единого стиля

  5. Использования различных художественных и хореографических приёмов.

Вывод: танец-это образ в движении и музыки, в танце мы видим не только рисунок и движение, но и чувства, которые испытывае